Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 230 
Next page End  

мальчиков, развиваются речевые и языковые способности. Магнитно-резонансное сканирование
головного мозга детей и подростков показало, что у мальчиков значимо быстрее увеличивается объем
миндалевидного тела, а у девочек до и во время пубертатного периода значимо быстрее увеличивается
объем гиппокампа (Giedd, Castellanos, Rajapakse, Vaituzis & Rapoport, 1997). Миндалевидное тело
участвует в обработке социальной эмоциональной информации, связанной с функционированием в
рамках иерархии доминирования, важнейшего аспекта самцовой конкуренции. Гиппокамп является
мозговой структурой, играющей роль промежуточного звена в хранении долговременной памяти,
особенно вербальной. Относительно ускоренное развитие гиппокампа у женщин по сравнению с
мужчинами служит причиной лучших характеристик вербальной памяти у женщин, а также ориентации
в новой среде преимущественно по ориентирам (Sandstorm, Kaufman & Huettel, 1998).
В языковых центрах головного мозга женщин сосредоточено на 17% больше нейронов, чем в
соответствующих зонах мозга мужчин (Fisher, 1988). Более того, у женщин головной мозг менее
латерализован, а мозолистое тело (волокна, связывающие два полушария и делающие возможной
коммуникацию между их корой) толще. Магнитно-резонансное сканирование головного мозга мужчин и
женщин во время выполнения вербальных тестов показало, что при одинаковом уровне выполнения
заданий мозг у мужчин работает сравнительно интенсивнее. Более того, на снимках видно, что при
обработке языковой информации женщины используют оба полушария, тогда как у мужчин
задействовано в основном левое полушарие (Bedley, 1995). Было показано, что у женщин пиковые
значения вербальной способности приходятся на пики содержания в плазме крови эстрогена, что
происходит при овуляции. Также известно, что эстроген стимулирует ветвление дендритов нейронов
(Fisher, 1988).
С другой стороны, мужчины превосходят женщин в понимании и мысленном манипулировании
пространственными отношениями, что требуется при прохождении нарисованных на бумаге
лабиринтов и в стандартных пространственных тестах, вроде заданий на мысленное вращение (Levy &
Heller, 1992), в которых предъявляются изображенные на бумаге трехмерные объекты. От испытуемого
требуется выбрать из четырех похожих друг на друга по-разному ориентированных объектов тот,
который изображен ниже. У мужчин также происходит более эффективное восприятие основных
зрительно-пространственных отношений в запутанных и противоречивых условиях. Такая способность
называется поленезависимостью и сильно коррелирует с пространственными способностями. Обычно
мужчины лучше справляются с тестом замаскированных фигур, в котором требуется обнаружить
простую фигуру внутри более сложной. Они также лучше выполняют тест «брусок и рама», где от
испытуемого требуется разместить брусок, помещенный в наклоненную рамку, абсолютно вертикально
и правильно разместить уровень воды в наклоненной бутылке. Хотя поленезависимость положительно
коррелирует с пространственными способностями, она имеет отрицательные корреляции со многими
формами социального поведения.
Полезависимые люди более внимательны к информации социального характера, они лучше
выражают свои мысли и чувства и более успешно действуют в социальных взаимодействиях (Levy &
Heller, 1992). Для женщин более типична полезависимость, что может отражаться в повышенном
использовании контекстной информации. В сравнительном исследовании восприятия тинейджерами
разных полов своих друзей было обнаружено, что мальчики описывают друзей на основании их личных
качеств, тогда как девочки представляют своих друзей частью большего целого, куда входят друзья их
друзей, их схожесть друг с другом и прочие виды сопутствующей информации (Matthys, Cohen-Kettenis &
Berkhout, 1994). Вне зависимости от своего культурного происхождения женщины лучше мужчин
интерпретируют лицевую экспрессию и другие виды социальной эмоциональной информации.
Результаты недавних исследований (Skuse et al., 1997) свидетельствуют о возможной генетической
предрасположенности женщин к просоциальному поведению, тогда как мужчины вынуждены
осваивать его преимущественно посредством социального научения.
Головной мозг женщины физически и функционально более симметричен, чем мужской (Levy &
Heller, 1992). У женщин основная обработка эмоциональной информации осуществляется правым
полушарием, а у мужчин правое полушарие лишь ненамного превосходит левое в обработки этого вида
информации. У мужчин в переработке пространственной зрительной информации имеется
значительная тенденция к преобладанию правого полушария. Благодаря большей симметрии головного
Hosted by uCoz