Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 230 
Next page End  

его «возгласом леопарда», — который служит для всех остальных мартышек сигналом бежать к
деревьям. Если прозвучит «возглас орла», реакция будет прямо противоположной — обезьянки
вынырнут из кроны дерева и прижмутся к земле. Если мартышки услышат «возглас змеи», то они
поднимутся на задние лапы и будут пристально всматриваться в траву. Эксперименты со звукозаписями
доказывают также, что мартышки могут различать звуки, издаваемые отдельными особями. Они по-
разному реагируют на записанные на пленку звуковые сигналы, издаваемые животными, занимающими
подчиненную или главенствующую позицию. Например, если вскрикивает мартышка, занимающая
подчиненную позицию, ее крик скорее проигнорируют, в отличие от такого же крика, изданного
животным, занимающим главенствующую позицию. Обнаружилось, что звуковые сигналы играют
незаметную, но значительную роль в социальном взаимодействии многих других видов приматов.
Предположение, что эти животные обладают начатками языковых способностей, привело к серьезным
попыткам обучить приматов языковым навыкам.
Обучение животных языку
В большинстве случаев исследование способностей животных к обучению языку касалось только
приматов. Однако есть несколько существенных исключений. Например, две самки морского льва
успешно овладели разновидностью языка жестов (Gisiner & Schusterman, 1992). При этом одна из них
продемонстрировала понимание простых правил синтаксиса (получение нового значения в
зависимости от порядка слов). Объектом целого ряда исследований стал представитель иного вида
морских млекопитающих — бутылконосый дельфин. Одного дельфина научили реагировать на высокие
звуковые сигналы, распространявшиеся по воде, а второго обучили языку, основанному на жестах,
которые производил тренер (Herman, 1987). Оба дельфина правильно выполняли команды, которые
давались им на соответствующих языках, и, более того, были способны адекватно отвечать на заданные
вопросы, нажимая клавиши «да» или «нет».
Одного из наиболее выдающихся специалистов по языку в животном мире зовут Алекс.
Используя свои языковые способности, Алекс демонстрировал понимание таких абстрактных понятий,
как «другой/тот же самый» и «больше/меньше», а также понятие количества и конкретные понятия
формы и цвета (Pepperberg, 1992, 1993, 1994, 1996). Например, когда Алексу показывали набор красных
клавиш, синих клавиш и игрушечных машинок и задавали вопрос «Сколько тут синих клавиш», он
произносил ответы на ясном, четком английском языке. Сородичам Алекса — африканским серым
попугаям — свойственно подражание звукам человеческой речи, однако до него большинство
исследователей поведения животных придерживались мнения, что издавать такие звуки, участвуя в
реальном языковом общении, птицы не смогут. Бранное выражение «с птичьими мозгами» возникло
именно из-за того, что птичий мозг, особенно его кора, очень невелик. Но хотя Алекс и считается
«умственно неполноценным», его достижения в языковой сфере и познавательные способности
остаются непревзойденными даже ближайшими родственниками человека — человекообразными
обезьянами.
В первой половине XX века были сделаны две документально подтвержденные попытки научить
шимпанзе говорить по-английски (Candland, 1993). Суть эксперимента заключалась в том, чтобы растить
детеныша шимпанзе вместе с новорожденным младенцем, уделяя обоим равное внимание и
предположительно равные возможности освоить человеческую речь. Результаты этих экспериментов,
мягко говоря, разочаровали экспериментаторов. В 1930-х годах У. Н. Келлог и Л. А. Келлог
воспитывали детеныша шимпанзе по кличке Гуа вместе со своим сыном Дональдом, который был на
два с половиной месяца младше, в почти одинаковых условиях на протяжении девяти месяцев.
Невзирая на совместные усилия научить Гуа говорить по-человечески, единственными звуками,
которые она издавала, были ворчание и крики, характерные для представителей ее вида. Более того, ее
понимание человеческой речи оставалось крайне ограниченным. Другая шимпанзе по кличке Викки,
которую воспитывали Кэтрин и Кейт Хейсы, сумела выучить не больше шести слов, которые
произносила крайне нечетко. Вскоре выяснилось, что шимпанзе не могут разговаривать, поскольку не
обладают необходимыми для этого органами речи.
Человек может говорить благодаря наличию глубокой гортани, которая создает резонирующее
Hosted by uCoz