Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 230 
Next page End  

социальной среде. Собственно говоря, считается, что решающим периодом языкового развития
являются первые двенадцать лет жизни ребенка — приблизительно до начала полового созревания. Из
этих двенадцати лет наиболее важен период от года до четырех. В следующем разделе будет рассмотрен
период нормального развития ребенка, когда тот осваивает язык.
Овладение языком
Способы, которыми представители определенной культуры овладевают ее различными
проявлениями, могут быть самыми разнообразными. Например, человек может заинтересоваться
определенной областью знания или видом деятельности в достаточно зрелом возрасте и стать в ней
специалистом только к старости. Так, сорокапятилетний человек может заинтересоваться
вегетарианской кулинарией и к пятидесяти годам стать ее знатоком. Некоторые люди начинают уже в
зрелом возрасте заниматься рискованными видами деятельности или теми видами, которые требуют
большого мастерства: альпинизмом, греблей, живописью или игрой на пианино, — и достигают
значительных успехов. Однако способ, которым люди овладевают языком, строится по строго
определенной схеме. До определенной степени она может варьировать в каждом отдельно взятом
случае, но последовательность развития остается относительно неизменной. Эта неизменная
последовательность языкового развития в значительной мере свидетельствует в пользу восприятия
языка как результата биологической эволюции.
Стадии развития
На протяжении первых месяцев жизни дети осуществляют коммуникацию при помощи жестов,
выражений лица и так называемых «долингвистических проявлений речи», к числу которых относятся
плач (он представляет из себя не одно голосовое проявление, а набор несколько отличающихся друг от
друга звуков, каждый из которых обладает своим значением), гуление (сюда же относятся резкие
булькающие звуки) и смешки. Возраст от трех до шести месяцев — так называемая стадия лепета. Дети
всего мира, независимо от их принадлежности к какой-либо определенной культуре, в одно и то же
время проходят эту стадию развития, даже если они глухи от рождения. Лепет складывается из
непроизвольного произнесения фонем, а фонемы — это основные звуки, на базе которых возникает
язык. В английском языке приблизительно 36 фонем. Однако дети, проходя через стадию лепета, не
ограничиваются лишь фонемами, входящими в состав их родного языка, а, как правило, издают и звуки,
в него не входящие. Когда стадия лепета подходит к концу, звуки, издаваемые ребенком, в основном
сводятся к фонемам языка, на котором разговаривают люди, его воспитывающие. Если ребенок глухой,
его лепет постепенно сходит на нет, и через некоторое время он почти перестает издавать звуки. Дети с
нормальным слухом, благодаря постоянному закреплению навыка, начинают разговаривать на
экспрессивном жаргоне — так называются высказывания, содержащие определенный смысл, которые
уже звучат как предложения, с паузами, изменением интонаций и ритма.
Период от девяти до двенадцати месяцев оказывается для детей решающим. В это время их
способность различать отдельные фонемы кардинально меняется. В начале этого периода дети могут
различать похожие фонемы, не относящиеся к их родному языку, но к концу этого периода способность
детей различать фонемы ограничивается только родным языком. Такое сокращение объема способностей
мозга проявляется не только в языке — считается, что оно характерно для целого ряда поведенческих
категорий. Для описания этого явления используется термин «нейронный дарвинизм» или «нейронное
упрощение» (Edelman, 1987). Согласно теории, объясняющей это явление, в человеческом мозге
изначально присутствует излишек нейронов и нейронных связей, но продолжают функционировать
только часто использующиеся связи. Связи, которые не используются, просто распадаются. Таким
образом, именно благодаря сокращению количества нейронов и нейронных связей мозг развивается,
оптимальным образом приспосабливаясь к окружающей среде.
В возрасте около года ребенок произносит слова вроде «мама» и «папа», а также проявляет
понимание некоторых других слов и простых указаний. Словарный запас детей 15-18 месяцев
Hosted by uCoz