Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 230 
Next page End  

составляет от десяти до двадцати слов. В это время дети изъясняются так называемыми цельными
фразами — произносят одно слово, подразумевая завершенную мысль. От полутора до двух лет дети
используют фразы из двух слов и говорят на так называемом «телеграфном языке», когда для общения
используются короткие и простые слова. К двум годам дети используют уже около 300 слов и начинают
строить фразы из трех или четырех компонентов. У детей в возрасте около двух с половиной лет
наиболее быстро увеличивается словарный запас — в среднем они осваивают около 50 новых слов в
неделю. Предложения и словосочетания, которые в это время используют дети, больше не являются
дословными повторениями речи взрослых. Создание совершенно новых предложений объясняется
способностью детей к бесконечной их генерации. При этом дети не только создают новые предложения,
но и демонстрируют глубокое понимание правил грамматики. Многочисленные исследования показали,
что в это время для детей характерно даже чрезмерное следование правилам грамматики. Например,
ребенок может показать на свои ноги и сказать: «Смотри — это пара ногов».
К трем годам словарный запас детей достигает тысячи слов. По крайней мере, 80% их
высказываний понятны посторонним людям. Уровень использования грамматики приближается к
уровню взрослых, хотя возможны случайные оговорки. К четырем годам язык вполне устанавливается, в
разговоре дети строят целые предложения, используя предлоги, местоимения, прилагательные и
наречия. К пяти годам дети используют трехсложные слова и говорят связным текстом. Дальнейшее
языковое развитие является скорее усовершенствованием полученных навыков, а не приобретением
новых.
Решающие периоды
Леннеберг (Lenneberg, 1967) предположил, что овладение языком происходит до периода
полового созревания, поскольку ему соответствует латерализация, то есть локализация языковых
функций в левом полушарии мозга. По мнению Леннеберга, к началу полового созревания процесс
мозговой латерализации завершается. Следовательно, для того чтобы человек мог пользоваться языком,
он еще до этого должен был оказаться в среде носителей языка. Примеры с одичавшими детьми,
которые попали к животным в раннем возрасте, похоже, подтверждают гипотезу Леннеберга, поскольку
языковая адаптация таких детей была довольно ограниченной. Что касается Джени, которая была в
состоянии освоить несколько более богатый словарный запас и могла произносить звуки,
образовывавшие слова, необходимо заметить, что ее изоляция началась в возрасте около 20 месяцев
(Rymer, 1993). К этому возрасту большинство нормальных детей уже усердно осваивают язык.
Согласно нейролингвистическим исследованиям, Джени использовала для обработки языковой
информации правое полушарие мозга (Rymer, 1993). Из этого можно сделать вывод, что тот период
развития, когда области левого полушария мозга, ответственные за освоение языка, могли бы легко
довести до конца эту задачу, уже завершился. В результате эту функцию вынуждено было взять на себя
мало связанное с языком правое полушарие мозга — хотя результат оказался не слишком удачным.
В поддержку гипотезы о решающем периоде развития свидетельствуют исследования Ньюпорта
(Newport, 1986), который оценивал языковые способности глухих взрослых людей, освоивших свой
основной язык — Американский язык жестов (ASL) — в различные периоды жизни. Если глухой
ребенок рождается в семье, члены которой практикуют использование ASL, его с раннего возраста
приучают к этому языку. Однако большинство глухих детей рождаются у родителей, которые нормально
слышат и не используют ASL, и для этих детей знакомство с языком жестов происходит только в
специализированной школе, где существуют особые программы для обучения ASL. Люди могут
получить этот первый опыт в любом возрасте. Оценка навыков ASL показывает, что лучше всего им
владеют глухие взрослые, которые выучили его в раннем детстве благодаря владеющим этим языком
родителям. На втором месте люди, освоившие ASL в промежутке от 4 до 6 лет. На последнем месте те,
кто выучил язык жестов уже после 12 лет.
Джонсон и Ньюпорт (Johnson & Newport, 1989) утверждали, что гипотеза решающих периодов
может существовать в двух видах.
Вариант 1. Гипотеза развития. В детстве люди обладают выдающимися способностями к
изучению языка. Если развивать и разрабатывать эти способности, они будут проявляться на
Hosted by uCoz