Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 230 
Next page End  

Языковые универсалии
Как было указано в начале этой главы, любая человеческая культура, когда-либо существовавшая,
пользовалась сложной языковой системой. Нельзя говорить о «языке каменного века»: повседневный
язык первобытного человека грамматически так же сложен, как язык, на котором говорит представитель
современной нам культуры — астронавт, политик или профессор колледжа. Для ряда исследователей
тот факт, что все люди используют сложные языковые системы, уже является неоспоримым
доказательством того, что человек изначально владеет языком. Однако Стивен Линкер (Pinker, 1984)
указывал, что универсальность явления не означает его изначальности. Можно воспользоваться
банальным примером: то, что люди строят высотные здания вверх от земли, зависит не от врожденной
биологической предрасположенности, а от законов физики. Линкер утверждает, что врожденное
владение языком обусловлено случайными факторами, которые делают его универсальным.
Использование сложных языковых систем универсально не потому, что все дети без исключения умны,
всех их учат языку и для всех он полезен, а потому, что дети, по сути, поколение за поколением
открывают язык заново и не могут не делать этого. Одним из доказательств являются исторические
свидетельства.
Когда беглые рабы Нового Света поселились на ряде Карибских островов, взрослые должны
были общаться с представителями других африканских племен. В результате возник гибридный диалект,
позволявший взрослым осуществлять простые коммуникативные акты. Гибридные диалекты
чрезвычайно разнообразны и почти не имеют грамматики. Важно, что дети бывших рабов не приняли
гибридный язык, а создали новый, со сложной системой грамматики, которой раньше не было. Этот
новый язык называется креольским. Другим доказательством служат случаи с глухими детьми, которые
осваивали Американский язык жестов с помощью родителей, которые учили его, уже будучи взрослыми,
и в результате освоили достаточно плохо. Синглтон и Ньюпорт (Singleton & Newport) (цит. по Линкер,
1984) описывают пример с мальчиком по имени Саймон. Родители Саймона выучили язык жестов
только в возрасте 15-16 лет и в результате освоили его плохо, часто допускали грамматические ошибки.
Саймон же владел языком жестов гораздо лучше родителей. Хотя, казалось бы, ему неоткуда было
научиться, его язык с точки зрения грамматики превосходил язык родителей.
Еще одно доказательство универсальности человеческого языка дают исследования мозга. В 1836
году доктор медицины Марк Дакс представил доклад Медицинскому обществу Монпелье, Франция
(Corballis, 1991). Дакс заметил, что у сорока его пациентов повреждению левого полушария мозга
соответствовала потеря способности разговаривать, и не обнаружил ни одного случая, когда
ущербности речи соответствовало бы повреждение правого полушария. В 1860 году французский врач
Поль Брока сделал похожее наблюдение относительно взаимосвязи речевой функции и левого
полушария мозга. Одного из его пациентов называли Та, потому что это было единственное, что
больной мог произнести. Брока предсказывал, что исследование мозга Та после его смерти выявит
повреждения определенной области коры левого полушария. Когда Та умер и Брока сделал вскрытие,
это предположение подтвердилось. Сейчас данная область мозга в задней части передней доли левого
полушария называется зоной Брока (рис. 4.1).
Hosted by uCoz