Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 230 
Next page End  

естественного отбора, отмеченный Дарвином, а именно, половой отбор — особый отбор, зависящий от
выбора женщины.
Какими же критериями отбора, обеспечившими языковую эволюцию, пользовались
первобытные женщины? На основании того, что известно о теперешних критериях выбора партнера,
можно предположить, что, возможно, существовали особые словесные «экспозиции»,
свидетельствовавшие об уме, творческих способностях, доброте, преданности и обязательности.
Возможно, бесконечный процесс отбора все новых творческих словесных экспозиций в какой-то
момент просто перестал существовать. Иначе постоянно вводились бы новые варианты произношения
уже существующих слов (посмотрите, как современные поэты и певцы пользуются поэтическими
вольностями, изменяя произношение слов), а также совершенно новые слова, обозначающие новые
понятия. Некоторые теоретики предполагают, что первобытные проявления ухаживания не
произносились, а пелись. Это объясняет другую таинственную особенность человека — музыкальные
способности (см. вставки «Через призму дарвинизма» в главах 5 и 6).
Группы понятий
Для современных людей информация, которую можно выразить средствами языка, — только
малая, избранная часть той информации, которая перерабатывается субъективно, так называемого
«языка мысли», или «менталеза» (Pinker, 1994). Философов и психологов давно интересовало, до какой
степени язык влияет на мыслительное восприятие действительности. Велось множество споров
относительно качества, количества или просто существования менталеза у животных, не пользующихся
языком. Исследования животных, которых обучили языку, подтвердили, что они пользуются целым
рядом понятийных схем, схожих с нашими, хотя и в более ограниченных масштабах. Более того,
многочисленные виды животных, не способных обучаться языку, также проявили понятийные
способности. Например, обезьяны макаки понимают счет от одного до девяти (Brannon & Terrace, 1998),
различают лица (Rolls, 1984), узнают представителей своего вида (Yoshikibo, 1985) и понимают
отношения матери и детеныша (Dasser, 1988).
Исследования языка, связанные с сопоставлением разных культур, выявляют множество
простейших понятий, присущих представителям данного вида от рождения. Такие понятия оказываются
строительным материалом, из которого вырастают более сложные понятийные структуры (Wierzbicka,
1992, 1996; Jones, 1999). Такие простейшие понятия можно рассортировать по следующим группам: 1)
названия предметов, пространство, время; 2) количество; 3) причинность; 4) фольклорная биология; 5)
общественные отношения; 6) язык и 7) теория мышления. Как было отмечено выше, многие из этих
простейших понятий существуют и у животных, не пользующихся
языком. Некоторые присущи
новорожденным детям (см. раздел «Мышление a priori» в главе 6). Для того чтобы проявились более
сложные понятия, такие как теория мышления, люди должны пользоваться языком на протяжении
долгого времени (Mitchell, 1997), а что касается животных, теория мышления наблюдается в зачаточной
форме только у шимпанзе (Premack & Woodruff, 1978; Povinelly & Eddy, 1996) (см. раздел «Сознание и
область символов» в главе 9).
У всех народов существуют схожие системы представлений относительно животных и растений
(Atran, 1999). Это явление обозначается термином «фольклорная биология» и имеет много общего с
современной биологией. Для фольклорной биологии также характерны: 1) классификация растений и
животных по видам; 2) убежденность, что каждый вид обладает особой, скрытой сущностью; 3)
дальнейшая классификация видов на группы, существующие внутри других групп (таксономическая
классификация); 4) использование таксономической классификации для образования индуктивной
структуры, позволяющей делать выводы относительно организмов, подпадающих под данную
классификацию. Например, если обнаружен новый вид птиц, можно утверждать, что они
размножаются, откладывая яйца. Такие схемы иерархической классификации и сопутствующие им
логические выводы используются в основном при описании живых существ. Людям свойственно
считать, что принадлежность к категориям животных является абсолютной, тогда как категории
предметов делятся на подклассы в зависимости от их основных свойств (Diesendruck & Gelman, 1999).
Карамацца (Caramazza, 2000) утверждает, что наше понятийное знание рассортировано по
Hosted by uCoz