Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 259 
Next page End  

прояснены путем дифференциации мотивационных и когнитивных особенностей.
Рассматривая некоторые исследования когнитивного развития, Каган (Kagan, 1986) делает
вывод, что у социопатов обнаруживается задержка в развитии со стороны нравственной зрелости и
когнитивных функций. Каган описывает нравственное и когнитивное развитие социопатов как
организованное на втором эпистемологическом уровне по Колбергу (Kohlberg, 1984), что наблюдается у
детей с задержкой развития. На этом уровне когнитивные функции регулируются в соответствии с
концепцией конкретных операций Пиаже. Такие люди обычно неспособны правильно оценивать свои
возможности. Они опираются скорее на личное, чем на межличностное, представление о мире.
Пользуясь социально-когнитивными терминами, можно сказать, что они не могут рассматривать точку
зрения других людей, сохраняя при этом свою. Они также не могут исполнять роль другого человека.
Их мысли линейны и касаются других людей только тогда, когда те реализуют желания этих пациентов.
Из-за данных когнитивных ограничений их действия не основаны на социальном выборе.
Каган также ссылается на проведенное Эриксоном (Erikson, 1950) исследование людей с
задержкой развития в контексте проблемы психосоциального развития и старательности. Люди,
имеющие проблемы со старательностью, стремятся получить выгоду и «полны планов», они не
беспокоятся о том, как их оценивают другие, что характерно для подросткового и юношеского возраста.
Далее Каган предполагает, что лечебные вмешательства при социопатии лучше всего проводить,
руководствуясь стратегией, включающей ограничение стремления пациентов к независимости и
стимулирование понимания прав и чувств других людей.
Лечебные вмешательства
Общие соображения
Лечебные вмешательства при работе с людьми, имеющими АРЛ, связаны с существенными
трудностями. Имеется мало доказательств эффективности лечения таких клиентов, не считая усиления
контроля над их разрушительными формами поведения в стенах исправительных учреждений. Все же в
случаях с АРЛ осуществлялись вмешательства на различных популяциях без предварительной
систематической диагностики (Barley, 1986; Templeton & Wollersheim, 1979). В литературе
распространен пессимистический взгляд на эту проблему, и первичные психопаты изображаются как
люди, лишенные чувства вины или способности к любви (McCord & McCord, 1964) и в результате
невосприимчивые к психотерапии из-за отсутствия совести. Психоаналитическая терапия обычно
считается неподходящей и бесполезной для АРЛ, кроме случаев, когда это расстройство сочетается с
нарциссизмом (Kernberg, 1975; Person, 1986).
Основания для когнитивной психотерапии
Оставшаяся часть этой главы посвящена клиническому применению в когнитивной
психотерапии АРЛ модели Бека (Beck, 1967; Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979). В этой модели лечения
предполагается, что изменения в эмоциях и поведении могут быть вызваны вовлечением пациентов в
процесс оценки и проверки их основных допущений относительно ключевых проблемных областей.
Кроме того, предполагается, что когнитивные структуры, эмоции и поведение являются отражением
основных схем или правил. Дисфункциональные схемы могут быть связаны с проблемами в
психосоциальном развитии, решением которых следует заняться, если поставлена цель
долговременного улучшения (Freeman, 1986).
Когнитивная психотерапия АРЛ не стремится строить лучшую нравственную структуру через
индукцию эмоций типа тревоги или стыда, ее цель — улучшение нравственного и социального
поведения через улучшение когнитивной деятельности. В целом исходя из основных теорий
нравственного (Kohlberg, 1984; Gilligan, 1982) и психосоциального развития (Erikson, 1950), мы
предлагаем основывать план лечения на стратегиях, предложенных Каганом (Kagan, 1986) для
содействия когнитивному росту. Это включало бы в себя стимулирование перехода от конкретных
операций и самоопределения к более формальным когнитивным операциям абстрактного мышления и
анализа межличностных отношений. Нравственность расценивается как измерение в рамках более
широкого эпистемологического контекста или способов мышления и познания.
Вместо деления пациентов по признакам первичной и вторичной категорий данного
Hosted by uCoz