Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 259 
Next page End  

Отдельные вмешательства
Стандартные когнитивные подходы в психотерапии (Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979; Beck &
Emery with Greenberg, 1985) используют в работе с этими пациентами, чтобы помочь им справляться с
депрессией, тревогой, приступами паники, фобиями и бессонницей. Методы выявления противоречий в
логике пациента и стандартные письменные поведенческие методы проверки автоматических мыслей и
основных допущений могут помочь им противостоять самокритике, негативным предсказаниям,
дезадаптивным допущениям об отношениях и неправильной оценке реакций окружающих.
Специальные методы, описанные ниже, могут помочь пациентам с ИРЛ преодолеть когнитивное
и эмоциональное избегание, которое в противном случае может препятствовать реализации этих
стандартных подходов.
Преодоление когнитивного и эмоционального избегания
Хотя пациенты с ИРЛ испытывают различные дисфорические настроения, нежелательно или
невозможно просто научить их устранять депрессию и тревогу. Одна из трудностей, которая может
препятствовать стандартной когнитивной психотерапии, состоит в том, что эти пациенты избегают
думать о вещах, которые вызывают неприятные эмоции. Кроме того, как описано выше, они имеют
много негативных допущений относительно негативных эмоций. Так как когнитивная психотерапия
требует,
чтобы пациент испытал такие эмоции и зафиксировал мысли и образы, сопровождающие
различные эмоциональные переживания, это когнитивное и эмоциональное избегание может являться
серьезным препятствием для лечения.
Избегающие пациенты не только избегают негативных эмоций между сессиями (например, они
часто не могут приступить к выполнению домашнего задания или закончить его), но также избегают
чувствовать дисфорию в ходе психотерапевтических сессий (например, они могут быть не в состоянии
сообщить о негативных мыслях или сменить тему). Целесообразно изобразить процесс избегания в виде
схемы, чтобы пациенты могли узнать, как происходит избегание и что они могут сделать, чтобы его
прекратить. В таких ситуациях следует использовать схему процесса избегания, с помощью которой
пациенты могут лучше понять, как происходит избегание и что они могут сделать, чтобы его
прекратить. Пример такой схемы показан на рис. 12.1. Пациенты должны ежедневно отслеживать
подобные паттерны. Нужно разрушить представления пациента о себе как о ленивом или никчемном
(но эти качества труднее всего поддаются изменению). При оценке себя с помощью такой схемы
пациенты могут лучше понять, что избегают ситуаций, в которых они имеют автоматические мысли,
вызывающие дисфорию. Психотерапевт и пациент вместе оценивают эти негативные когнитивные
структуры и повышают устойчивость пациента к негативным эмоциям.
Рис. 12.1. Процесс избегания (пример)
Перед началом процесса увеличения устойчивости полезно дать ему логическое обоснование.
Через выявление противоречий в своей логике пациенты могут убедиться в недостатках избегания,
таких как невозможность достижения своей цели и вероятность того, что положительные эмоции не
могут присутствовать в полной мере. Если возможно, психотерапевт и пациент могут исследовать
источники избегания дисфории. Часто такое избегание зарождается в детстве в результате того, что
пациент был уязвим и не умел справляться с неприятными чувствами.
Один из лучших способов приступить к повышению эмоциональной устойчивости состоит в том,
чтобы вызывать эмоции на сессии, обсуждая переживания, в связи с которыми пациенты сообщают о
дискомфорте. Когда они начинают интенсивно реагировать, может начаться когнитивное избегание
Hosted by uCoz