Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 259 
Next page End  

самоподкрепление. Самонаблюдение предполагает умение пациента фиксировать частоту,
интенсивность и продолжительность определенных действий, включая предшествующие им и
следующие за ними. Умение вести такие записи может помочь пациенту увидеть определенные
изменения и улучшения, а не просто работать ради одобрения психотерапевта. Самооценка
предполагает сравнение наблюдаемого выполнения работы со стандартом выполнения. Зависимые
люди (такие, как Карен) могут иметь нереалистично высокие стандарты выполнения работы или быть
так сосредоточены на стандартах других людей, что не имеют ясного представления о собственных
стандартах. Обучение более точной оценке себя может помочь зависимым пациентам выработать такие
стандарты и научиться определять, когда нужно обращаться с просьбой о помощи, не считая ее лишь
признаком собственной неуверенности. Самоподкрепление предполагает наличие соответствующих
последствий выполнения работы, удовлетворяющих собственным стандартам. Обучение зависимого
человека подкреплять собственное желательное поведение — это, вероятно, наиболее важный аспект
самоконтроля, так как зависимые люди имеют тенденцию полагаться исключительно на других, чтобы
окружающие обеспечили им подкрепление. Для начала пациент может подкреплять желательное
поведение конкретными наградами (например, вещи, которыми он вновь может распоряжаться в
качестве желанного подарка, приятная прогулка, чтение главы романа), но также нужно включать и
позитивные когнитивные подкрепления (например: «Эй, я действительно это сделал, и у меня неплохо
получилось!»).
Хотя в целом пациенты с ЗРЛ склонны к сотрудничеству и стремятся угодить психотерапевту в
начале лечения, они часто сталкиваются с проблемами при выполнении домашних заданий. Причиной
этого может быть убеждение пациентов, что они неспособны к выполнению домашних заданий, или
дефицит навыков; но это может происходить и в том случае, если пациенты боятся быстрого прогресса
в психотерапии и слишком быстрого достижения своих целей. В таких случаях может быть полезно
составить список преимуществ и недостатков изменения, серьезно изучив недостатки достижения
целей. Часто, когда пациентов впервые спрашивают о недостатках улучшения в результате
психотерапии, они удивляются и настаивают, что достижение их целей полностью позитивно. При
более тщательном рассмотрении в любых изменениях обнаруживаются недостатки. Вместо того чтобы
подталкивать пациента к автономии, психотерапевту следует предложить пациенту изучить причины
нежелания изменяться. Это может заставить пациента попытаться убедить психотерапевта, что
изменение полезно, — ситуация, которая, вероятнее всего, приведет к согласию.
Как описано выше, Карен выполнила свое первое задание в естественных условиях, проехав с
психотерапевтом в автомобиле. Она очень хорошо справилась с ним, ее тревога, как и ожидалось,
снизилась, и она смогла проехать дальше, чем ожидалось, но она не была уверена в том, как она
чувствовала себя в конце сессии, и сказала, что у нее было «много смешанных чувств». Они были
рассмотрены на следующей сессии.
Психотерапевт: Даже притом что вождение в естественных условиях прошло хорошо, у вас были
какие-то смешанные чувства в связи с этим. Что вы думаете об этом на этой неделе?
Карен: Я не могу точно сказать, что я чувствую в связи с прошлой неделей. Я так озадачена. Я
даже думала о том, чтобы закончить психотерапию.
Психотерапевт: Это немного удивляет меня. С одной стороны, вождение прошло хорошо и ваша
тревога быстро ослабла, но, с другой стороны, у вас внезапно появились мысли о прекращении
психотерапии. Что, по-вашему, происходит?
Карен: Не знаю. Со мной что-то случилось на прошлой неделе. Возможно, я борюсь с этим,
потому что знаю, что могу это делать? Или я боюсь того, что я собираюсь быть независимой? Я люблю,
когда Джордж [муж] заботится обо мне.
Психотерапевт: Это важно. Помогите мне это понять. Означает ли для вас возможность ездить на
машине бОльшую независимость и беспокоит ли это вас?
Карен: Возможно.
Психотерапевт: Что может случиться, если вы станете более независимой?
Карен: Ну тогда я могу потерпеть неудачу.
Психотерапевт: Что вы имеете в виду?
Карен: Независимые люди делают разные вещи. И я могу потерпеть неудачу. Я полагаю, что
если я буду зависеть от Джорджа, я не смогу потерпеть неудачу.
Психотерапевт: Итак, если вы сможете водить машину, это будет означать, что вы стали более
независимой, а бОльшая независимость — это бОльшая вероятность сделать ошибку.
Карен: Я полагаю, что да.
Hosted by uCoz