Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 259 
Next page End  

степени помогло, но в 38 лет у С. серьезно усилилась боль, ему пришлось пропустить три недели на
работе. Это случилось, когда он работал над важным и сложным проектом. В результате он начал
сознавать, что его боль в шее и спине может быть связана с психологическим напряжением.
В течение следующих 18 месяцев С. проходил психодинамически ориентированную
психотерапию. Он получил от этого некоторую пользу, поскольку это помогло ему понять, каким
образом его боль в спине могла быть выражением напряжения и тревоги, а также помогло осознать
некоторые проблемы, которые возникли у него по вине родителей. Но к концу этой психотерапии С. не
избавился от боли полностью и периодически испытывал мышечные судороги. Он боролся с этим в
течение нескольких лет, используя методы релаксации, принимая аспирин и иногда посещая остеопата.
Именно после одного такого особенно тяжелого эпизода С. решил прийти в Центр когнитивной
психотерапии, о котором узнал из журнальной статьи.
С. родился и воспитывался на юге Соединенных Штатов. Он был младшим из двух детей, его
сестра была на семь лет старше. С. вырос в консервативной, религиозной семье, принадлежащей к
среднему классу. Его отец работал заведующим отделом продаж. С. описывал его как приятного,
несколько беспокойного человека, с которым у С. были хорошие, но не очень близкие отношения. Он
был намного ближе к матери, которая была домохозяйкой, и заявлял, что всегда прислушивался к ее
мнению. В детстве мать уделяла С. много внимания, и ему это нравилось, но он также воспринимал ее
как довольно требовательную, рассудительную женщину, у которой было много разных «надо»
относительно того, как люди должны себя вести. С. вспомнил, как однажды, когда в первом классе он
пытался написать ответ на письмо друга, но испытал затруднения, ему показалось, что мать осталась
этим недовольна. Она как будто говорила: «Твой друг сумел написать письмо, так почему же ты не
можешь?»
С. сообщил, что он был довольно счастлив в детстве. Тем не менее к шестому классу он начал
беспокоиться о том, насколько он успешен в учебе и отношениях с людьми. В школе это проявлялось в
том, что он изо всех сил старался хорошо учиться (при этом всегда беспокоясь, что это получается
недостаточно хорошо), или в том, что он откладывал дела и пытался не думать о том, что нужно
сделать. В отношениях с людьми он стал интровертированным, замкнутым и эмоционально холодным
человеком. Чем менее эмоциональным и выразительным он был, тем меньше, как ему казалось, он
рисковал вызвать критику или отвержение со стороны окружающих. В юности эти паттерны поведения
постепенно усиливались.
Во время второго года обучения в колледже С. часто испытывал тревогу в связи с
неспособностью учиться настолько хорошо, насколько он этого хотел. Ему становилось все труднее
выполнять письменные задания, так как он был обеспокоен тем, что у него это получается неидеально.
Кроме того, С. чувствовал себя очень одиноким и изолированным из-за того, что он был далеко от дома,
а также из-за неспособности подружиться с кем-нибудь или познакомиться с девушкой. Он все более
пессимистично смотрел на себя и свое будущее. В итоге это завершилось развитием депрессии, в
течение которой он потерял интерес ко всем занятиям и большую часть времени спал. Это
продолжалось пару месяцев и привело к тому, что С. бросил учебу и пошел в армию. Более
структурированная жизнь в армейском коллективе оказала на него благотворное воздействие, и он
хорошо себя чувствовал в течение трех лет, пока был на службе. Затем он продолжил учебу и получил
диплом инженера. С. работал инженером с 27 лет. Он достиг умеренных успехов в карьере. На момент
начала лечения он выполнял некоторые административные и контролирующие обязанности, которые
нравились ему меньше, чем структурированная, ориентированная на детали техническая работа,
которой он привык заниматься.
С женщинами С. всегда испытывал дискомфорт и не мог завязать прочных отношений. В 31 год
его повторно познакомили с женщиной, с которой он непродолжительное время встречался
несколькими годами ранее. Узнав, что она его помнит, С. удивился и был польщен, и они вновь начали
встречаться. Через год они поженились, а еще через два года у них родился сын. С. описывал
отношения в браке как хорошие, но не такие близкие, как ему бы хотелось. Он чувствовал
эмоциональную и сексуальную холодность в отношениях с женой, которую рассматривал как часть
своей проблемы.
Цель С. в психотерапии состояла в том, чтобы устранить или по крайней мере значительно
ослабить боли в области спины и шеи. В отличие от многих психосоматических пациентов, он уже
признал, что психологические факторы играли главную роль в возникновении его боли. Психотерапевт
обсудил когнитивную модель с С., и она ему очень понравилась. Домашнее задание в течение первых
нескольких недель состояло в том, что он должен был следить за своей болью с помощью
Hosted by uCoz