Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 259 
Next page End  

путаница дополняется различиями между критериями DSM-III-R и критериями расстройств личности по
девятому изданию «Международной классификации болезней» (ICD-9; World Health Organization, 1977)
или по ICD-10,
которая скоро будет опубликована (World Health Organization). Важно, что ведущиеся
исследования направлены на то, чтобы обрисовать пересекающиеся категории Оси II и выделить
специфические диагностические факторы, которые указывают на существование определенного
расстройства. Более того, необходимо, чтобы критерии нозологических категорий удовлетворяли не
только требованиям очевидной или клинической валидности; с помощью статистических исследований
должна быть доказана их дискриминантная и факторная валидность. Окончательный выбор категорий
зависит от того, предлагают ли они клиницисту концептуальные рамки для постановки диагноза,
позволяющего использовать эффективные клинические стратегии и вмешательства.
Оценка
Такие шкалы, как «Клинический многоосевой опросник Миллона-II» (MCMI-II;
Millon, 1987a),
«Экспертиза расстройств личности» (Personality Disorder Examination, PDE)
(Lorenger, Sussman,
Oldham, & Russakoff, 1988) или «Структурированное клиническое интервью по DSM-III-R» (Structured
Clinical Interview for the DSM-III-R, SCID) (Spitzer, Williams, & Gibbon, 1987), могут быть полезными для
выявления расстройств личности. Для когнитивного психотерапевта наиболее полезными
инструментами оценки являются те, которые непосредственно оценивают схемы пациента и сравнивают
проявившиеся (или логически выведенные) схемы с клинически подтвержденными схематическими
структурами, наблюдаемыми при различных расстройствах. Одна такая шкала, в которой перечислены
конкретные убеждения для каждого из расстройств личности, представлена в приложении.
Клинические проблемы
Хотя какие-либо эмпирически обоснованные протоколы лечения недоступны, можно
предложить краткое изложение представленных в этой книге руководящих принципов лечения, которые
основаны частично на обзоре доступной литературы (Pretzer & Fleming, 1989) и частично — на
клиническом опыте.
1. Вмешательства наиболее эффективны, когда основаны на индивидуальном подходе к
проблемам пациента. Туркат и коллеги (Turkat & Maisto, 1985) ясно показали ценность развития
индивидуального подхода к пониманию проблем каждого пациента на основе детальной оценки и
проверки обоснованности такого понимания как через сбор дополнительных данных, так и через
наблюдение результатов вмешательств. Формулировка ясного понимания проблем пациента помогает
при разработке эффективного плана лечения и минимизирует риск того, что психотерапевт будет
застигнут врасплох крайней сложностью этих проблем. Кроме того, практика проверки понимания
эмпирическими данными (Turkat & Maisto, 1985) или клиническим наблюдением (Freeman, Pretzer,
Fleming, & Simon, 1990, Ch. 2) позволяет психотерапевту выявить и исправить ошибки в понимании,
которые являются неизбежными, с учетом сложности пациентов с расстройствами личности.
Оценка по всем пяти осям DSM-III-R (клинические синдромы и V-коды [В DSM-IV V-кодами
обозначены следующие диагнозы: несогласие с лечением (V15.81); физическое/сексуальное насилие по
отношению ко взрослым (V61.1); проблемы в отношениях между родителями и детьми (V61.20);
физическое/сексуальное насилие по отношению к детям (V61.21); проблемы в отношениях между
сиблингами (V61.8); проблемы, связанные с психическим заболеванием или общим состоянием
здоровья (V61.9); проблемы на работе (V62.2); проблемы в учебе (V62.3); проблемы культурной
адаптации (V62.4); проблемы в отношениях с людьми (V62.81); тяжелая утрата (V62.82); пограничная
интеллектуальная деятельность, проблемы, связанные с возрастными периодами, религиозные или
духовные проблемы (V62.89); симуляция (V65.2); антисоциальное поведение у взрослых (V71.01);
антисоциальное поведение у детей и подростков (V71.02); отсутствие диагнозов Оси I и Оси II (V71.09).
-
Примеч. перев.]; нарушения развития и расстройства личности; соматические расстройства и
состояния; серьезность психосоциальных стрессоров; общая оценка функционирования) важна, чтобы
собранная информация была как можно более полной. Полные анамнестические данные, включая
сведения о семье и возрастном развитии, социальную биографию, данные об образовании и
профессионально-технической подготовке, медицинские и психиатрические сведения, а также описание
Hosted by uCoz