Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 259 
Next page End  

Затем пациентка попыталась оживить ситуацию в воображении, снова позвонив в дверной
звонок, но на сей раз, вместо того чтобы сжаться и почувствовать свою беспомощность, она уверенно
ответила матери, произнеся вышеупомянутые высказывания.
Более года проводились «проработка», использование ролевых игр, индукция фантазий, а также
проверка и оценка убеждений. Со временем степень убежденности пациентки существенно изменилась.
Вместе с тем произошло и явное изменение симптоматики. Пациентка стала намного менее
самокритичной и в конечном счете решилась бросить работу, слишком простую для ее квалификации, и
занять более высокую должность.
Другой случай успешного использования воображения: психотерапия одного человека,
работавшего на предприятии, принадлежавшем семье его жены. Проблема, с которой он пришел,
состояла в том, что он надоел родственникам жены, так как плохо исполнял свои обязанности. Он
заявил психотерапевту: «Мой тесть (который также был его боссом) не любит меня. Я знаю, что он
будет критиковать меня, поэтому я просто ничего не делаю. Я всегда боюсь, что он будет критиковать
меня». Психотерапевт попросил его представить в воображении и подробно описать последнее
столкновение с боссом. Пациент представил себе босса, возвышающегося над ним и говорящего: «Я так
разочарован в тебе. Разве ты не видишь, какие проблемы ты нам создал?» Эмоции, которые вызвала эта
сцена, — позор, печаль и желание удалиться, — были такими же, как и те, которые пациент испытывал
еще ребенком, когда мать ругала его за плохую учебу. Когда он был ребенком, никто не помогал ему в
учебе, но в случае неудач он слышал: «Никто не учится так плохо, как ты. А мне опять придется
унижаться перед учителем».
Пациент научился отличать прошлое от настоящего и «увидел», что, хотя он и реагировал на
босса как на свою мать, это все же разные люди, а он уже не ребенок. При этом он не смог бы достичь
подобного «эмоционального понимания», сравнивая прошлый и нынешний опыт и поведение босса с
поведением матери на словах.
Стратегии, описанные в этой главе, будут более детально описаны в последующих главах в
контексте определенных расстройств личности.
Часть II. Клиническое применение
Глава 6. Параноидное расстройство личности
«Параноидным» подходом к жизни характеризуются три различных расстройства. Диагнозы
DSM-III-R шизофрении параноидного типа (ранее параноидная шизофрения) и бредового
(параноидного) расстройства (прежде — параноидное расстройство) характеризуются постоянными
параноидными идеями, в то время как параноидное расстройство личности (ПРЛ) отличается
необоснованной тенденцией воспринимать действия других как намеренно угрожающие или
унижающие, но при этом оно свободно от устойчивой психотической симптоматики (АРА, 1987).
Шизофрения, параноидный тип и бредовое расстройство вызывали большой теоретический интерес и
являлись объектом многих эмпирических исследований; однако нет никакого четкого согласия
относительно соотношения между ПРЛ и этими двумя психозами, которые характеризуются паранойей
(Turkat, 1985). Так, неясно, можно ли результаты исследований, проведенных на психотической
выборке, применить к ПРЛ. Так как ПРЛ до недавнего времени не привлекало к себе особого внимания,
клиницистам недостает опыта, на который можно опереться при работе с клиентами, имеющими
параноидную, но не психотическую симптоматику.
За последние годы поведенческие и когнитивно-поведенческие исследования были
сосредоточены на лечении людей с диагнозом расстройства личности (Fleming & Pretzer, в печати;
Pretzer & Fleming, 1989). Теперь существует несколько когнитивно-поведенческих точек зрения на ПРЛ;
они могут обеспечить клинициста основой для понимания этого расстройства и эффективных
вмешательств.
Особенности параноидного расстройства личности
Рассматривая диагностические критерии, представленные в табл. 6.1, можно заметить, что люди
Hosted by uCoz