Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 259 
Next page End  

каждый пациент может сообщить о себе некоторую информацию и высказать свое мнение о ком-
нибудь. Когда пациент более комфортно чувствует себя в социальных взаимодействиях, психотерапевт
или группа могут моделировать положительные, негативные или нейтральные реакции группы. Затем
можно научить шизоида реагировать на различные формы социальной обратной связи.
Хотя развитие социальных связей может быть целью лечения, совместно поставленной
психотерапевтом и шизоидным пациентом на определенном этапе психотерапии, первоначально важно
заняться проблемами и симптомами, с которыми пациент пришел на психотерапию. После смягчения
симптома шизоидный пациент может захотеть закончить психотерапию, а не продолжать работать над
решением межличностных проблем. Если психотерапевтический опыт был полезным, психотерапевт
предоставляет шизоидному человеку ресурс для преодоления трудностей в будущем.
В рамках когнитивной психотерапии, в работе с шизоидным расстройством личности могут быть
полезны несколько специфических методов. «Запись дисфункциональных мыслей» полезна не только
для работы с дисфункциональными автоматическими мыслями, но и для обучения пациента
определению различных эмоций и тонких градаций их интенсивности. Психотерапевт может
первоначально составить список эмоций, как положительных, так и отрицательных, на континууме
интенсивности. Это позволит шизоидному пациенту, который обычно не осознает своих чувств,
рассмотреть их. «Запись дисфункциональных мыслей» также полезна для получения показателей
реакций других людей в процессе их взаимодействия с пациентом. Это может помочь обеспечить
шизоидному пациенту обратную связь о возможном эмоциональном состоянии других, таким образом
увеличивая его способность сочувствовать им. Кроме того, может быть предоставлена обратная связь
относительно уместности реакций пациента, что может стимулировать начало обсуждения альтернатив
таким реакциям. Обучение социальным навыкам, однако, лучше всего происходит через более прямые
вмешательства, такие как ролевая игра, демонстрация в естественных условиях и задания для домашней
работы. После оценки уровня социальных навыков шизоида пациент и психотерапевт могут совместно
определить иерархию целей, которых пациент хочет достичь в социальных взаимодействиях.
Другая общая стратегия может состоять в помощи пациенту испытать более положительные
эмоции. Поскольку шизоид невнимателен к эмоциональным деталям, которые чувствуют и
интерпретируют другие люди, психотерапевт может задавать вопросы пациенту с целью обратить
внимание на эти эмоциональные детали. Например, если пациент сообщает, что его ничто не
интересует, психотерапевт может помочь пациенту обнаружить такие аспекты его опыта, которые в
некоторой степени приносят радость или интересны. Один шизоидный пациент сообщил, что собирал
грампластинки, но потом перестал получать от этого удовольствие. При более подробном опросе
оказалось, что приобретение новой пластинки все еще было радостным событием, хотя, как только она
оказывалась в коллекции, пациенту становилось неинтересно ее слушать. К тому же, поскольку он имел
большую коллекцию, ее пополнение происходило редко. Но пациент согласился, что, возможно, ему
будет интересно собирать другие пластинки. Кроме того, он пришел к заключению, что интересно
составить каталог старого собрания. Эти идеи не были легкодоступными пациенту, потому что он
привык воспринимать вещи глобально и неопределенно. Эта слишком обобщенная точка зрения может
распространяться и на людей. Вместо предположения «Я не люблю людей» шизоидный человек может
научиться отмечать те вещи, которые он не любит, а также может обнаружить, что в других людях все-
таки есть что-то хорошее.
Случай из практики
Джек, 28 лет, первоначально обратился за помощью в связи с депрессией. Он жил один и вел
очень уединенную жизнь. Хотя он работал, ему не требовалось при этом взаимодействовать с кем-
нибудь. Вне работы он не имел никаких социальных контактов; он сообщил, что у него нет друзей, он
редко встречается с женщинами и считает себя «одиночкой». Он сообщил, что женщины иногда
заинтересовывались им, но он не был заинтересован в продолжении отношений с ними. По-видимому,
не возникало никакой тревоги в связи с решением не устанавливать отношений с другими; он просто не
интересовался этой частью жизни. Он описывал людей как «взаимозаменяемых» и не находил в них
ничего уникального. Обычно отношения с людьми приносили «больше неприятностей, чем они того
стоили». Свободное время Джек проводил дома, его увлечениями были книги и компьютеры.
Джек сообщил, что всю свою жизнь вел уединенное существование. Ребенком он любил читать и
собирать марки и редко играл с детьми. Он спокойно признавал, что стремление к уединенному
существованию сильно отличает его от других людей. Джек не мог вспомнить никаких переживаний
Hosted by uCoz