Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 259 
Next page End  

В пятнадцатой главе Риджина Оттавиани описывает когнитивную психотерапию пассивно-
агрессивного расстройства личности. Оппозиционный и иногда обструкционистский стиль, который
часто характеризует эту клиническую группу, является
главным препятствием в лечении. Поскольку
такие пациенты имеют тенденцию избегать конфронтации, они могут пассивно принимать
психотерапию, но при этом постоянно создавать препятствия на пути к изменению. Эти пациенты часто
рассматривают изменение как свою капитуляцию перед психотерапевтом, поэтому стиль пациента
лучше всего характеризуется фразой «Да, но...». Развивая свою мысль, Оттавиани с помощью
клинических примеров демонстрирует, как осуществляется когнитивный подход в психотерапии этого
расстройства.
Наконец, в шестнадцатой главе Бек и Фримен делают общие выводы и намечают перспективы
клинической и исследовательской работы в области когнитивной психотерапии расстройств личности.
Часть I. История, теория и методы
Глава 1. Введение в когнитивную психотерапию расстройств личности
Психотерапия пациентов с различными расстройствами личности обсуждалась в клинической
литературе с момента возникновения психотерапии. Рассмотренные Фрейдом классические случаи
Анны О. (Breuer & Freud, 1893-1895/1955) и человека-крысы (Freud, 1909/1955) на основе современных
критериев могут быть диагностированы как расстройства личности. Определения и параметры для
понимания этих серьезных хронических состояний были сформулированы в «Руководстве по
диагностике и статистической классификации психических расстройств» (DSM-I)
Американской
психиатрической ассоциации (АРА, 1952), а затем расширены и усовершенствованы, что отражено в
новейшей версии этого руководства (DSM-III-R)
(АРА, 1987). Большая часть литературы по
психотерапевтическому лечению расстройств личности появилась не так давно, но количество таких
работ быстро растет. Главной теоретической ориентацией в существующей литературе по
расстройствам личности, как и в психотерапевтической литературе вообще, всегда была
психоаналитическая (Abend, Porder & Willick, 1983; Chatham, 1985; Goldstein, 1985; Gunderson, 1984;
Horowitz, 1977; Kernberg, 1975, 1984; Lion, 1981; Masterson, 1978, 1980, 1985; Reid, 1981; Saul & Warner,
1982; Waldinger & Gunderson, 1987).
Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности
В последнее время поведенческие (Linehan, 1987a, b; Linehan, Armstrong, Allmon, Suarez & Miller,
1988; Linehan, Armstrong, Suarez & Allmon, 1988) и когнитивно-поведенческие психотерапевты
(Fleming, 1983,
1985; Fleming & Pretzer, в печати; Freeman, 1988a, b; Freeman & Leaf, 1989; Freeman,
Pretzer, Fleming & Simon, 1990; Pretzer, 1983, 1985, 1988; Pretzer & Fleming, 1989; Young & Swift, 1988)
начали формулировать и предлагать когнитивно-поведенческий подход к лечению. Книга Миллона
(Millon, 1981) — одна из немногих работ в области расстройств личности, имеющая социально-
поведенческую направленность. В начале своего развития когнитивный подход использовал идеи «эго-
аналитиков», почерпнутые из работ Адлера, Хорни, Салливана и Франкла. Хотя эти
психотерапевтические новшества рассматривались психоаналитиками как радикальные, когнитивная
психотерапия на ранних стадиях развития была во многих отношениях «инсайт-терапией», в которой в
значительной степени использовались интроспективные методы, предназначенные для изменения
«личности» пациента (Ellis, 1962; Beck, 1967). Пользуясь этими ранними работами, Бек (Beck, 1963,
1976; Beck, Rush, Shaw & Emery, 1979; Beck & Emery with Greenberg, 1985) и Эллис (Ellis 1957a, b, 1958)
стали первыми, кто начал использовать широкий диапазон поведенческих методов лечения, включая
выполнение в естественных условиях структурированных домашних заданий. Они постоянно указывали
на психотерапевтическое воздействие когнитивных и поведенческих методов не только на симптомы,
но также и на когнитивные «схемы» или убеждения, контролирующие поведение. Когнитивные
психотерапевты работают на двух уровнях — структуры симптома (проявление проблем) и лежащей в
его основе схемы (подразумеваемые структуры). Большинство исследований психотерапевтической
практики свидетельствуют о том, что пациенты обычно имеют основные или «глубинные» проблемы,
Hosted by uCoz