Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 259 
Next page End  

который приводит к шизофрении.
Сопутствующие расстройства Оси I
Такие пациенты могут иметь сопутствующий диагноз шизофрении. Фактически шизотипическое
расстройство личности часто рассматривается как противоположный по отношению к шизофрении
конец континуума. Шизофрения может проявляться в результате комбинации генетической
предрасположенности и давления окружающей среды. У пациентов с шизотипическим расстройством
личности может начаться психотическая дезинтеграция, особенно при социальной изоляции или
усилении стресса. Когда эти люди еще больше теряют возможность проверить реальность с помощью
других, возрастает вероятность того, что они обратятся к фантазии. Странное поведение и социальная
изоляция создают замкнутый круг, так как чем более эксцентрично поведение, тем больше они
испытывают насмешек и социального отвержения; эти переживания еще больше усиливают
социальную тревогу и неадекватное поведение, все больше приводят к отдалению от людей.
Основные клинические стратегии
Одной из первых стратегий при работе с шизотипическими пациентами является установление
нормальных психотерапевтических отношений. Так как эти пациенты, вероятно, будут иметь
множество дисфункциональных убеждений, связанных с людьми, нельзя недооценивать важность
психотерапевтических отношений. Их установление является первым шагом к уменьшению социальной
изоляции. Это даже более важно, чем в случае с шизоидными людьми, поскольку шизотипический
пациент без социального контакта больше рискует потерять способность к проверке реальностью.
Кроме того, шизотипический человек также обычно ищет социальных отношений и испытывает
большую боль в результате социальной изоляции. Чтобы улучшить социальные взаимодействия и
разорвать описанный выше замкнутый круг, в качестве эффективной стратегии можно выбрать
расширение сети социальных контактов пациента.
В непосредственной связи с этим вторая психотерапевтическая стратегия должна включать в
себя увеличение социальной адекватности. Для психотерапевта важно укреплять адекватность при
контакте с пациентом, и это также может быть целью лечения. В дополнение к моделированию
адекватного поведения и речи может быть проведено обучение социальным навыкам. Психотерапевт
также должен учить этих пациентов выявлять их собственные неадекватные реакции.
При обучении социальным навыкам наиболее эффективна комбинация когнитивных и
поведенческих вмешательств. Фиксация и идентификация автоматических мыслей и лежащих в их
основе допущений относительно взаимодействия с другими может вести к оценке этих когнитивных
структур. Например, шизотипический пациент может полагать: «Люди не будут любить меня» или «Я
— изгой». В ходе фактического взаимодействия могут быть выявлены и поставлены под сомнение
мысли о том, как другие воспринимают пациента, и убеждение, что они исследуют его. Также
необходимо опробовать соответствующие реакции с помощью ролевой игры и установить иерархию
социальных ситуаций, которые нужно проработать. Для этих вмешательств идеально подходят
групповые занятия, поскольку пациент может наблюдать свои собственные взаимодействия и
взаимодействия других в доброжелательной обстановке.
Другая важная стратегия заключается в том, чтобы поддерживать структурированность
психотерапевтических сессий. Продуктивность этих пациентов из-за их беспорядочного когнитивного
стиля в течение психотерапевтической сессии невелика. В дополнение к составлению плана сессии
психотерапевт может помочь пациенту поставить себе одну, маленькую цель, которая будет достигнута
в течение данной сессии. Например, при работе с социальной тревогой пациент к концу сессии может
научиться задавать открытые вопросы.
Важнейшим аспектом лечения является обучение пациентов находить объективные
свидетельства в окружающей обстановке, чтобы оценить свои мысли, а не полагаться на
эмоциональные реакции. Кроме того, так как неадекватные мысли, вероятно, останутся частью жизни
этих людей, важно учить их не придавать таким мыслям значения и рассматривать последствия
эмоциональных или поведенческих реакций, вытекающих из таких мыслей. Как и со всеми пациентами,
проходящими когнитивную психотерапию, важно помнить, что эти пациенты имеют много искаженных
когнитивных структур, которые не могут быть преодолены путем рационального реагирования.
При работе с такими когнитивными структурами странные мысли могут рассматриваться как
Hosted by uCoz