Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 99 
Next page End  

Рэймонд Бакленд: «Цыгане. Тайны жизни и традиции»
21
другие ящики, курятник и различные вещи, подвешенные на крюках. Вся повозка достаточно
л¸гкая, так что е¸ может везти одна лошадь.
Существует несколько типов вардо. Самый простой — открытое вардо. Это плоская
повозка с прикрепл¸нными к бортам обручами, на которые натягивается полотняная крыша (см.
фото на с. 52). Сзади располагается стена с небольшим окошком. Спереди повозка открыта
(отсюда и е¸ название). Вход в вардо может прикрываться занавесками. Округлая крыша слегка
выступает впер¸д и назад, образуя небольшие портики. Как и во всех вардо, печь располагается
впереди, с левой стороны от входа, е¸ труба проходит через крышу. Кровать устраивают вдоль
задней стены.
Вардо с округлой крышей похоже на открытое вардо, но вход в него прикрывают двойные
Двери, есть окна. Бывают вардо с плоской крышей, в этом случае она натягивается не на
округлые обручи, а по бокам, а затем прямо по верху.
Открытое вардо. У такого вардо спереди имеется дверь.
Другие типы вардо выглядят более основательно. Они имеют деревянные стены с окнами,
закрыты спереди и сзади. Часто у них бывают ст¸кла в слегка изогнутых крышах и одно?два
окна на каждой стороне. Съ¸мные ступеньки, приставляемые к переднему борту, во время езды
хранят под повозкой. Стены делают из «планок с пенни» (планок толщиной со старую
английскую монету в один пенни), прикрепляемых к каркасу. Кол¸са большие, иногда диаметр
передних меньше диаметра задних. Длина таких вардо в среднем 3 метра, а вес — 1,5 тонны.
Первое, что больше лсего поражает гауджо в цыганских вардо, — это их украшения.
Вардо отделывают искусной резьбой и красят яркими красками, изображая золотые листья. При
этом используют красную, зел¸ную и ж¸лтую краски и никогда — ч¸рную. Среди немногих
оставшихся мастеров, выполняющих эту работу, — Питер Ингрэм, сам цыган, живущий в
Гемпшире. (Уорд?Джексон и Харви написали довольно обстоятельную книгу о вардо:
Ward?Jackson С. Н. and Harvey D. E., The English Gypsy Caravan — It's Origins, Builders,
Technology and Conservation. Devon, Newton Abbot: David & Charles, 1972.)
Сегодня на дорогах можно встретить большие моторизованные дома и маленькие
автомобили за ними. Очевидно, второе транспортное средство предназначено для перемещения
по округе, после того как моторизованный дом будет установлен на стоянке. Цыгане издавна
использовали этот при¸м. У них были специальные двухколесные экипажи для «мелких
поездок»; эти экипажи назывались плоскими повозками или двуколками. Иногда их украшали
так же богато, как и вардо. В случае нужды можно было прикрепить к бортам этой повозки
обручи и натянуть на них брезент, соорудив таким образом крышу для того, чтобы
переночевать.
Другое современное дополнение к моторизованному дому — палатка. И опять?таки в
этом отношении цыгане давно опередили нынешних туристов: в дополнение к домам на
кол¸сах устанавливали шалаши?бендеры. Цыгане срезали длинные, гибкие ветви, втыкали их
в два ряда в землю, пропуская свободные концы через отверстия центрального деревянного
бруса.
Hosted by uCoz