Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 348 
Next page End  

10
рассматривать людей с двухметровым ростом как «полностью вы-
росших», а всех  остальных как «неполноценных» или «не полно-
стью актуализированных»?
Равным  образом,  есть  креативные  личности,  активность и
пластичность ментальных процессов которых продолжает оста-
ваться на относительно высоком уровне (по сравнению с общей 
популяцией)  дольше,  чем  в норме. Это отклонение. Таким лю-
дям также в чем–то сложнее адаптироваться  к  окружающей  сре-
де,  поскольку мир,  который  их окружает – это не их мир, это не
мир, который рассчитан на них, это мир примитивных личностей,
это мир, адаптированный к особенностям социального и психоло-
гического  функционирования примитивных личностей, мир, жи-
вущий по примитивным законам, мир с примитивными ценностя-
ми и интересами. Это – нормальный мир.
Глупо, как каждый понимает, пытаться разработать  методи-
ки, которые  позволили  бы  основной массе населения увеличить
свой рост, хотя, теоретически это, вероятно, возможно.  Для  бас-
кетбольных  команд,  насколько  я знаю, стараются отобрать лю-
дей с естественно высоким ростом, а не вытягивают подростков в
специальных инкубаторах.
Однако, задумаемся, что же происходит в психологии в  це-
лом и  в педагогике в частности по отношению к проблеме креа-
тивности? Чем, если не «вытягиванием за уши» можно назвать
знаменитое «развивающее  обучение»?  Родители  согласны  пла-
тить  огромные деньги, лишь бы погрузить своего ребенка в сис-
тему максимального  информационного  нагнетания, лишь бы
втиснуть в ребенка всю мыслимую и немыслимую информацию,
совершенно  не  учитывая  его индивидуальные особенности. Это
напоминает насилие.
У  Роджерса (при всем моем неприятии гуманистической
психологии) есть хорошее сравнение: «фермер не может заставить 
росток развиваться и прорастать из семени, он только может соз-
дать такие  условия  для его роста, которые позволят семени про-
явить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит де-
ло  и  с творчеством» (204). Это хорошее напоминание тем педа-
гогам,  которые считают, что креативность, это та волшебная жид-
кость, которой они поливают детей и которая обладает магиче-
Hosted by uCoz