Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 348 
Next page End  

100
ционности, не может в настоящее время удовлетворить исследова-
телей,  как  по  своей полноте,  так  и  по своим некоторым прин-
ципиальным подходам. В частности, Фрейд полагал, что в значи-
тельной степени  становление  личности определяется первыми
пятью годами жизни. Он практически не уделял внимания тем
личностным  изменениям,  которые претерпевает личность в пе-
риод зрелости и в последующем.
Следует  сразу  же  обратить внимание на то, что в какой–то
мере благодаря этому заблуждению Фрейда, в исследованиях  он-
тогенетической  динамики  личностного бытия до сих пор сущест-
вует грубая диспропорция. С  одной  стороны  социальная  психо-
логия, возрастная психология, психология развития, психоанализ
представляют нам блестящие образцы исследований  этапов 
личностного онтогенеза в раннем детстве и подростковом возрас-
те, но с другой стороны исследования, посвященные личностному
онтогенезу  в зрелом возрасте, а также изучение особенностей
функционирования личности в поздние периоды онтогенеза ис-
числяются единицами. Мне известны лишь две классификации,
пытающиеся  отразить  личностный  онтогенез  человека  от его
рождения до самой смерти это классификации Эриксона и Левин-
сона. Во всех руководствах по социальной психологии, психоло-
гии  развития  процессам раннего созревания личности уделяется
непропорционально большое внимание по сравнению с этапами
зрелости и  увядания.  Для примера, даже  в одном из основных
американских руководств по психологии социальному и личност-
ному развитию ребенка и подростка отводится пятнадцать стра-
ниц, а всем личностным трансформациям зрелого и  пожилого 
возраста вместе взятым – три страницы (223). Точно также Эрик
Берн в работе «Введение в психиатрию  и  психоанализ для  непо-
священных» в третьей главе «Рост индивида» личностному разви-
тию ребенка и подростка уделяет тридцать страниц, а  особенно-
стям личностных трансформаций у взрослых и пожилых людей
две страницы (136). И это общая тенденция. В последнем пособии
по истории психологии для высшей школы (А. Петровский, М.
Ярошевский, 1994) вопросам личностных трансформаций зрелого
и пожилого возраста не уделяется вообще ни строчки, а о фунда-
Hosted by uCoz