Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 348 
Next page End  

102
всецело определяет психический облик человека, но и  пытался
доказать, что контролируя стимулы со стороны окружающей сре-
ды, он сможет вылепить из ребенка все что угодно. Дайте мне 
дюжину  здоровых детей, писал Watson, чтобы я поместил их в
специальные условия, и  я гарантирую, что взяв любого наугад с
помощью воспитания я получу любой тип специалиста, какой за-
хочу – врача, юриста, артиста, бизнесмена, и даже нищего и вора,
вне зависимости от  их талантов, склонностей, способностей, при-
звания, а также их расы и наследственности (223).
Отголоски  этой, господствующей  в свое время, теории
можно найти в известном произведении Бернарда Шоу «Пигмали-
он», и тем более в попытках революционных преобразований
личности в послеоктябрской России. В советской конституции бы-
ло прямо записано, что партии коммунистов удалось набело нари-
совать новый тип личности – «советский человек». Кстати, как это
не смешно,  многие до сих пор уверены, что коммунистам это
удалось и полагают, что сейчас,  при смене политического курса,
именно феномен «советского человека» якобы мешает быстрому
курсу реформ и что необходимо приложить усилия для того, что-
бы «все заново стереть и нарисовать» другую личность. Как можно
убедиться, локковское направление в психологии и социологии –
отнюдь не  только  исторический раритет.
Лейбниц,  напротив,  полагал,  что  человек рождается с уже
врожденными и передающимися по  наследству  задатками,  кото-
рые определяют всю дальнейшую судьбу человека, с трудом
трансформируясь под воздействием внешних факторов. На локков-
ское  заявление:  «Нет  ничего  в  интеллекте, чего бы не было в
чувствах», Лейбниц добавлял: «Кроме самого интеллекта». Лейб-
ниц утверждал, что душа изначально содержит в себе начала раз-
личных понятий и положений,  которые  только  пробуждаются 
внешними  объектами. Врожденные идеи по Лейбницу заключены
в разуме подобно  прожилкам камня в глыбах мрамора.
В плане лейбницевского направления в психологии можно
указать на исследования Юнга в области архетипов,  которые  он
понимал как суть, форму и способ  связи  наследуемых  бессозна-
тельных первичных человеческих первообразов и структур психи-
ки, обеспечивающих основу поведения, структурирование лично-
Hosted by uCoz