Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 348 
Next page End  

104
рассчитывает в любой ситуации оказаться выше  обстоятельств,  
случая.  Его уверенность основана на негативном отношении к ре-
альности. Таким образом, на эстетической стадии существования,
человек  чувствует  свою силу, ценность и действительность толь-
ко при условии независимости, свободы от того, как сложатся  
обстоятельства.  Поэтому  именно  возможности, а не заступившая
их место фактичность, обладают эстетической значимостью.
В том, как описывает Кьеркегор эстетическую стадию  суще-
ствования, мы легко узнаем описание периода человеческой мо-
лодости, предшествующее  периоду  зрелости. Это тот короткий
период максимального расцвета душевных сил  личности,  после 
которого начинается  в  большинстве  случаев  (за исключением
креативных личностей)  период спада и ослабления энергетиче-
ского потенциала  личности.  Кьеркегор невольно подчеркивает
большую связь эстетика с природой, обращая внимание на его
«непосредственность», аутентичность, и даже, более того, подчер-
кивает, что «непосредственность человеческой личности лежит не
в ее  духовной природе, но в физической» (175). Это очень смелое
заявление по тем временам.
Однако,  Кьеркегор  считает, что человек не может длитель-
но существовать на эстетической стадии. Действительность посто-
янно захватывает человека врасплох, человек начинает  терять 
власть над своей жизнью. У человека, находящегося на эстетиче-
ской стадии  существования имеются только две возможности:
либо перейти на этическую стадию существования, в которой ин-
дивид  отказывается  противопоставлять  себя окружающей дейст-
вительности, либо выбрать самоубийство, и это на самом деле так,
о чем мы будем в дальнейшем говорить в главе, касающейся акме–
самоубйиств.
Героями  эстетической стадии существования у Кьеркегора
являются персонажи всемирно известных литературных и музы-
кальных произведений: Дон Жуан, Вертер, Фауст, Нерон, Сократ.
Дон  Жуан в конце жизни переходит на этическую стадию сущест-
вования; Вертер, Нерон и Сократ выбирают самоубийство.
В эстетике Кьеркегора мы достаточно легко узнаем креатив-
ную личность. «Я не отрицаю, что эстетик, стоящий на высшей
ступени эстетического  развития, может обладать богатыми и мно-
Hosted by uCoz