Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 348 
Next page End  

107
Этим  проблемам были посвящены не только работы Фрейда.
Попытку проследить психологическую эволюцию личности  в 
реальном временном  протекании, соотнести возрастные фазы и
биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, 
психологическое и историческое время в единую систему коорди-
нат эволюции личности предпринял французский психолог, пси-
хиатр Пьер Жане (1859 – 1947). Жане, используя такие понятия,
как «психическая энергия», «психическая сила», «психическое
напряжение», «психическая экономия», не только объяснял нор-
мальное психологическое развитие  личности, но и даже пытался
объяснить некоторые неврозы, например, своеобразную психасте-
ническую конституцию, исходя из эволюции психических функ-
ций в фило– и онтогенезе.
   Работы Жане заложили основу таких известных методов 
исследования  онтогенетической эволюции личности, как психо-
графический и лонгитудинальный. В настоящее время эти методы 
обозначаются как изучение возрастных («поперечных») срезов
(Cross–Sectional) и лонгитудинальный метод (Longitudinal).
Метод поперечных срезов имеет дело с разными индивида-
ми или популяциями одной и той же возрастной группы.  Лонги-
тудинальный метод  проводит  исследования  на одних и тех же
испытуемых или группах в ходе их онтогенетического развития,
т.е.  в  регулярном,  многократном  и  систематическом изучении
этих испытуемых или групп в процессе их реальной жизни.
Уже проведены многочисленные исследования, заключаю-
щиеся в сопоставлении преимуществ поперечного и лонгитуди-
нального методов. Например, Шоемфельд и Овенс произвели та-
кие  сопоставления сдвигов в интеллектуальном развитии (по-
средством обоих  методов) за период с 1919 по 1961 год, а затем
сравнили методом поперечного среза полученные  характеристики 
с  характеристиками группы  юношей,  которым  в  1961 году ис-
полнилось 18 лет, т.е. столько же, сколько испытуемым первого
контингента было в  1919 году.  При этом лонгитудинальный ме-
тод оказался несколько более чувствительным в определении воз-
можностей развития (208).
В отечественной психологии систематические генетико–
психологические исследования были начаты В. М. Бехтеревым  и
Hosted by uCoz