Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 348 
Next page End  

132
не соответствует его индивидуальным энергетическим возможно-
стям – неминуемо возникает патологическое состояние. В этом от-
ношении одинаково опасны и нехватка  информации (сенсорный
голод) и избыток информации (информационный удар). И в том и
в ином случае неизбежно наступает нарушение нормального функ-
ционирования ЦНС. 
Нормально  функционирующий  мозг всегда стремится ав-
тономно поддерживать определенный уровень сенсорной стиму-
ляции, на эмоциональном, когнитивном, сознательном  и  пове-
денческом  уровне регулируя эти процессы.
Практически,  как  отмечает  Аршавский, организм никогда
не находится в равновесном состоянии с окружающей средой. 
«Будучи неравновесной системой, организм все время на протяже-
нии развития  меняет  формы своего взаимодействия с условиями
окружающей среды. Меняется не столько среда, сколько прежде
всего сам  организм.  В зависимости от особенностей его физио-
логии в различные возрастные периоды организм сам устанавли-
вает соответствующие формы взаимодействия с ней» (15).
В первую очередь все выше сказанное касается функциони-
рования центральной нервной системы. Чем выше энергетический 
потенциал  мозга,  тем  большее  количество информации он не
только способен, но и вынужден связывать для  уменьшения  пси-
хического напряжения.  Чем выше энергетический потенциал моз-
га, тем более сложный,  насыщенный, а, следовательно, и энерго-
емкий поток информации он должен поглощать для снятия  воз-
никающего  напряжения.
Ассимиляционная  деятельность  мозга  состоит в том, что
он активно поглощает и связывает информацию, утилизируя  пси-
хическую энергию, которая вызывает состояние психического на-
пряжения. Если информация, необходимая для биологической 
адаптации, будучи ассимилированной, оставляет нереализован-
ный запас психической  энергии  –  в  системе возникает напряже-
ние, вызывающее различные психологические переживания на 
эмоциональном  уровне (скука, тревога, любопытство) и когни-
тивно–поведенческие системы,  описываемые  в  традиционной
«отражательной» психологии в рамках  надситуативной активно-
сти, творческой деятельности, игры.
Hosted by uCoz