Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 348 
Next page End  

147
сутствии  какого–либо  определенного влечения или биологиче-
ской недостаточности, создает исключительно удивительную тео-
рию действенности – мотивации к достижению компетентности.
За счет какой энергии существует эта  деятельность,  если  она 
полностью оторвана  от  основных энергетических источников,
питающих инстинктивные катексисные и социально-
обусловленные антикатексисные функциональные  образования? 
Ответ  довольно  оригинален: «Ее энергией  является  просто 
энергия  живых клеток, составляющих нервную систему, стремле-
ние к  действенности  представляет  то, что  хочет  делать  нервно–
мускульная  система, когда не занята иначе и не стимулируется
окружающей средой» (166). 
Подобные теории возникают из–за отсутствия желания по-
нять и признать общую термодинамическую и  энергетическую 
обусловленность  онтогенетического развития личности. Это при-
водит к повторяющимся и повторяющимся попыткам вывести те
или иные стороны психической  деятельности индивида, которые
представляются  авторам наиболее «человеческими» за рамки он-
тогенеза,  обосновать их  самостоятельную  сущность, несводи-
мость и не зависимость от более глубинных процессов психиче-
ского развития. Наиболее последовательные в этом направлении
авторы,  типа  Олпорта наделяют эти структуры независимым ав-
тономным источником питания.
Психологически  феномен  создания  подобных теорий по-
нятен. Чаще всего они создаются людьми немолодыми. Механизм
защиты от угасания собственного творческого потенциала с по-
мощью отрицания очевидных явлений и замена фактов фантазия-
ми не представляет ничего нового и необычного среди механиз-
мов  психологической защиты. На этом стоит и будет стоять вели-
кий человеческий Утопизм и великая человеческая Вера.
За счет  огромного количества энергии ребенок может по-
зволить себе деятельность с максимальной степенью свободы и
максимальным количеством свободных вариантов –  это  игры. 
Взрослый человек не может жить в мире, где ложка – это пароход,
а табуретка – это дворец. Ребенок живет в этом мире с утра до ве-
чера. Ребенок не только усваивает гигантское количество инфор-
мации (вербальную и невербальную знаковую систему, навыки и
Hosted by uCoz