Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 348 
Next page End  

148
т.д.), он умудряется  при этом переворачивать получаемую инфор-
мацию с ног на голову (а может быть и наоборот) и доводить
взрослых дядей и тетей до умоиступления, как это любил делать
трехлетний  внук одной моей знакомой, который периодически
менял имена всем  окружающим  родственникам и заставлял их
правильно откликаться на них.
Лейтес  не  только  блестяще заметил самую основную осо-
бенность одаренных детей – их ненасытную потребность в психи-
ческой деятельности, но и задался вопросом: «склонность ли к
труду содействует подъему сил и убыстряет развитие или же сам 
ускоренный  темп развития ребенка требует непрестанной умст-
венной деятельности?... Если дети тянутся  к умственным  усили-
ям  потому, что  в  такой  нагрузке  органически нуждается их раз-
вивающийся мозг,  то можно ли знать, что станет с  отличающей 
этих  детей психологической  особенностью,  когда темп развития 
замедлится или же когда будет достигнута зрелость?» (77).
Знать не только можно, но и нужно. После достижения зре-
лости мозг нуждается во все меньшем и меньшем количестве  ин-
формации, все более утрачивается гибкость  и способность к адап-
тации в новых условиях. Этот процесс у разных людей начинается
в различное время: первые его признаки можно обнаружить уже  в 
возрасте  9  – 10 лет, он очень заметен в возрасте 13 – 14 лет, но
наиболее отчетливо он обозначается в возрасте 20 – 25 лет, когда
полностью заканчивается биологическое созревание.
При  этом  психологам  известен тип возрастного умствен-
ного развития «несколько замедленный, растянутый,  когда  ис-
подволь, постепенно происходит накопление определенных дос-
тоинств интеллекта». Лейтес отмечает, что такой путь возрастного
развития на первый  взгляд менее благоприятный, может оказать-
ся перспективным и обусловливать последующий подъем умст-
венных сил.
Повышенная умственная активность, фантазии,  игры  детей
– есть следствие потребности и желания связать значительное ко-
личество свободной психической энергии. Активность детей и
младших школьников  носит  универсальный  характер,  а  «у 
старших школьников,  – как отмечает Лейтес, – она имеет уже из-
бирательный характер (вследствие понижения энергии)... Сущест-
Hosted by uCoz