Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 348 
Next page End  

150
этим смехом такая боль,  столько  страдания.  Поэтому  прими-
тивные  личности  так склонны к фантазиям на тему «Подарок
судьбы», как они найдут  чемодан с долларами или  выиграют
приз в лото или в рулетку. Поэтому  всегда  пользуются  таким
огромным успехом фильмы и романы, где герой случайно полу-
чает в свое распоряжение  силу,  власть, могущество. Классиче-
ский роман – «Граф Монте–Кристо».    
Но в целом примитивная личность достаточно хорошо 
справляется с началом регресса, тем более, что  стабильная  соци-
альная система всегда предоставляет для смягчения этого про-
цесса массу лекарств.
Труднее приходиться креативной личности, которая с  каж-
дым годом, после 25–30 лет начинает все больше и больше осоз-
навать собственную непохожесть, собственное одиночество, а в
дальнейшем при неизбежном, только запоздалом регрессе, она 
переживает его  намного болезненнее, поскольку страдает в оди-
ночестве и не умеет найти себя в примитивной жизни. Динамика 
психической деятельности, равно как и ее потолок, обусловлены
биологически. После определенного периода  расцвета достига-
ется  пик,  после  которого  начинается  более или менее плавный
регресс, остановить который вряд ли возможно и нужно. 
В период становления психической деятельности ребенок
обладает значительной пластичностью и значительными резерв-
ными возможностями. В период становления психической дея-
тельности можно существенно увеличить скорость и объем асси-
милируемой  информации, ее уровень сложности, то есть ребенка
можно «развить». Это не столько трудно с практической точки зре-
ния, сколько опасно. Мы хорошо знаем, что рано или поздно нач-
нется регресс, шансы на то, что период развития у ребенка окажет-
ся затянутым во времени ничтожно малы. При этом, чем выше
взлет, тем круче  будет  перелом, тем острее и осознаннее будет 
кризис  аутентичности,  тем скорее мы можем ожидать самый ши-
рокий спектр различных психологических и патопсихологических
девиаций. 
Родители, которые как бы ориентируют своего ребенка на
бесконечное развитие, учителя, которые ждут от подростка беско-
нечного совершенствования, напоминают мне авиадиспетчеров,
Hosted by uCoz