Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 348 
Next page End  

154
и объектов. По основным признакам феномен идентифицируется с
субъективным образом и, таким  образом, опознается.  В дальней-
шем Фрейд  стал использовать термин «идентификация» для обо-
значения процессов, с помощью которых ребенок усваивает образ-
цы  поведения других людей, в частности своих родителей, фор-
мирует Суперэго, принимает свою половую роль.
Представители социальной психологии (Л. Бандура, Т. Пар-
сонс и др.) также рассматривали идентификацию, как важнейший
механизм социализации, в процессе которой индивид  принимает
социальную роль в группе,  осознает  групповую  принадлеж-
ность,  формирует свои социальные установки.
Понятие «идентификация» охватывает как бы три пересе-
кающихся плоскости психической реальности. Во–первых, это
процесс отождествления себя с другим индивидом или группой, 
принятие (интериоризация) существующих внешних норм, ценно-
стей, стилей поведения как «своих». Во–вторых, это возможность
переноса своих чувств, желаний, фантазий, черт на другого чело-
века, и как бы продолжение себя в другом (например, родители
могут ожидать от ребенка осуществления собственных честолюби-
вых замыслов, которые не удалось полностью реализовать и, как
писал Юнг, ничто  в душевном отношении не действует сильнее
на детей, чем       непрожитая жизнь родителей). И, в–третьих, под 
идентификацией понимают процесс постановки субъектом себя
на место другого с целью моделирования смыслового поля дру-
гого, взаимопонимания  и взаимообщения (100).
Рассматривая идентификацию, как главную и постоянную
экзистенциальную  проблему  личности, Э. Эриксон понимал под
идентичностью чувство обретения стабильности при адекватном
разрешении сложных  идентификационных задач (кризисы иден-
тичности), возникающих перед личностью на каждой из восьми 
стадий  существования. На первой стадии ребенок для нормально-
го  развития  должен испытывать  доверие  к  окружающим его
людям и среде, на второй стадии он должен овладеть определен-
ными навыками  самоконтроля, которые ожидают от него окру-
жающие, перейти на более автономный уровень существования, на
третьей стадии – не бояться проявлять инициативу, самостоятель-
но заниматься деятельностью, на четвертой – расширить запас
Hosted by uCoz