Navigation bar
  Print document Start Previous page
 157 of 348 
Next page End  

157
дит  интериоризация наличных знаковых систем, к которым отно-
сится не только язык, но и вся система невербальной коммуника-
ции,  «второй  план», понятный и саморазумеющийся для пред-
ставителей данной популяции, но практически недоступный для
людей, выросших в иной культуре. Интересно, что Дорфман от-
дельно отмечает, что  в ряде случаев (а с нашей точки зрения – в
подавляющем большинстве  случаев) человека вполне устраивают
те рамки воспроизведенных качеств видо–родовых систем, в кото-
рые  он  включен,  когда общество  «принимает на себя по отно-
шению к нему родительские и контрольные функции». При этом
он ссылается на одну  из  ранних работ  американского  психоана-
литика  и  неофрейдиста Э. Фромма «Бегство от свободы», в кото-
рой  последний  подробно  разбирает причину  и  механизм того,
почему современный человек, несмотря на все свободы, кровью
завоеванные за последние столетия, в реальной жизни часто не
только не желает ими пользоваться,  но  и бежит от них под защи-
ту тоталитарных и даже фашистских систем. 
Внешняя детерминация, как она понимается, определяет
процессы идентификации и интериоризации. Человек, живущий в
обществе вынужден учитывать «правила игры», если  он  желает 
приобщиться к великой «жизненной игре».
Истоки второго источника детерминации (внутренней или
имманентной) находятся в самом человеке. Как пишет Дорфман,
человек выступает не только как часть мира, не  только  как  под-
система системы, но и в качестве относительно автономной сис-
темы по отношению  к  миру. Внутренняя детерминация обнаружи-
вает источник активности в самом человеке и мир в этом случае 
предстает  как его (человека) подсистема.
«В рамках внутренней детерминации открывается с новой
точки зрения проблема индивидуальности человека. В своем бы-
тии индивидуальность свободна от жесткой детерминации закона-
ми и природы и общества» (46). Однако подобная свобода,  как 
следует  из определения, возможна лишь в той ситуации, когда
человек обладает имманентным собственным  источником  актив-
ности,  то  есть личностная  свобода  зависит  от  индивидуальных
особенностей и связана с той психической энергией, которая име-
ется у индивида. При  избыточности  психической  энергии в ко-
Hosted by uCoz