Navigation bar
  Print document Start Previous page
 165 of 348 
Next page End  

165
других значимых  лиц референтной группы своих нереализован-
ных желаний, фантазий и тщеславных устремлений на ребенка и
подростка.  Так, например,  родители,  не имеющие высшего обра-
зования, могут желать, чтобы их дети обязательно получили выс-
шее  образование  и прилагают  к этому все усилия, иногда в
ушерб своей личной жизни, благосостоянию и здоровью. Ребенок в
этой ситуации  практически  лишен  права нормального выбора,
он не может развиваться аутентично, он постоянно идентифициру-
ется с  представлениями  о себе  со  стороны родителей и всего
их микросоциального окружения, которое постоянно информиру-
ется о тех героических  усилиях и затратах, на которые идут ради
ребенка и само невольно участвует в мощном идентификационном
прессинге. Ребенок в этой ситуации никогда не воспринимается
как  самостоятельная  самоценная личность, и сам привыкает оце-
нивать себя лишь в соответствии  с теми  представлениями, кото-
рые сложились о нем в окружающем его микросоциуме.
  Как только потенциал  личности  исчерпывается,  а  осо-
бенно заметен этот процесс в период окончания биологического
созревания, возникает все более увеличивающийся разрыв и «вил-
ка» между тем, что от человека ждут и как его себе  представляют 
(в  том числе и как он сам себя представляет) и тем, что имеется в 
реальности.  Возникает тяжелейший кризис аутентичности с чувст-
вом неполноценности, стыда, растерянности,  потерянности.
  А.И.Захаров, разбирая патогенез неврозов  у  детей,  пишет,
что  именно  двойственная,  противоречивая ситуация внутреннего
конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями
родителей и своим опытом и невозможность найти «"рациональ-
ный» выход из него, приводит к тому, что дети начинают  осуще-
ствлять  несвойственные  им  роли, «заставляя себя быть другими,
не такими, какие они есть, и выполняя функции, превышающие их 
адаптационные  возможности,  они находились в состоянии по-
стоянного внутреннего конфликтного перенапряжения, что и при-
водило к  дезорганизации нервно–психической деятельности»
(54).
Невроз в этом случае – зачастую единственное парадоксаль-
ное средство решения проблем, неосознаваемая попытка изба-
виться  от них и обрести душевное равновесие.
Hosted by uCoz