Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 348 
Next page End  

20
буквально,  то  есть, как «раз–витие». Раз–витие в том смысле, что
нечто изначально с–витое начинает раз–виваться, подобно пружине
в механических часах. Тогда совершенно  ясным  становится,  что
процесс  развития  –  это переход от большей энергии к меньшей,
что, по сути дела, это процесс не прогрессивный,  а  регрессив-
ный,  не  эволюционный,  а инволюционный и т.д. Конечно, в хо-
де так понимаемого раз–вития какие–то подпроцессы могут  пре-
терпевать восходяще–нисходящие тенденции, то есть сначала на-
растать, а  затем  спадать,  но  в основе всегда лежит раз–витие.
Грубый пример: заведите любую детскую машинку и поставьте ее 
на  пол. Скорость  ее сначала начнет резко увеличиваться за счет
раз–вивающейся пружины, а затем постепенно уменьшаться, пока
не  снизится  до  нуля.  Похожие процессы мы можем наблюдать
на разных уровнях человеческого индивидуального и личностного
бытия. 
К сожалению, мы не можем использовать этот термин, так 
как развитие понимается большинством ученых в смысле движе-
ния вперед, движения снизу–вверх, как прогресс, улучшение,  ус-
ложнение и  т.д.  Точно  также  понимаются и все производные от
развития термины: «развивающее обучение», «развивающаяся
личность». Если попытаться задуматься над термином «разви-
вающее обучение» в нашем  понимании,  то  мы сразу же созда-
дим себе столько проблем, что надолго увязнем в них.
В англоязычной литературе, когда говорят о развитии, 
пользуются термином «development». Смысл этого понятия соот-
ветствует  смыслу термина «развитие» в общепринятом употреб-
лении и означает: улучшение, усовершенствование, рост, эволю-
цию и т.д.     Так  же  трактуется  этот  термин  и  в психологии
развития (developmental psychology) – ветви психологии,  концен-
трирующей свое  внимание на изменениях в когнитивном, моти-
вационном, психофизиологическом и социальном функциониро-
вании, происходящих в процессе жизнедеятельности.
Однако, если говорить о всем  периоде  жизни  человека,  то
многие  психологи  хорошо  понимают, насколько опасно и не-
верно использовать для описания динамических процессов,  про-
исходящих при  этом, термина «development» – «развитие». Те, кто
понимают эту опасность и хотят подчеркнуть неадекватность тер-
Hosted by uCoz