Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 348 
Next page End  

211
общих понятий, правил, принципов и строго держаться их в жиз-
ни, в искусстве  и даже в этическом поведении. Отсюда, свойст-
венная педантизму приверженность к форме, манере, выражению и
слову, которые заменяют для него существо дела. Здесь скоро  об-
наружатся несовпадения понятия с реальностью, обнаружится,  что
понятое никогда  не  опускается  до  частностей,  что его всеобщ-
ность и строгая определенность никогда не могут вполне подхо-
дить к тонким нюансам и разнообразным модификациям  деятель-
ности.  Педант потому  со  своими общими принципами почти
всегда оказывается в жизни слишком узким; он не умен, безвкусен,
бесполезен;  в  искусстве,  где  понятие бесплодно, он порождает
нечто безжизненное, натянутое, манерное. Даже  в  морали  реши-
мость  поступать справедливо и благородно не везде могут осуще-
ствляться согласно абстрактным принципам» (209).
Нежелание что–либо менять проявляется в феноменах ана-
топизма  и кайрофобии – глобальном бессознательном страхе пе-
ред всем новым и неизвестным, навязчивом страхе перед новыми
ситуациями, связанными  с переменой места, с появлением незна-
комых людей, в обстановке, требующей повышенного внимания,
предъявляющей повышенные требования к адаптационным воз-
можностям человека.
Для примитивной личности также характерен феномен би-
ланизма (от французского понятия «bilan» – «баланс»). Этот тер-
мин  был предложен в свое время Odier для обозначения своеоб-
разного личностного свойства постоянно составлять баланс своих
приобретений или потерь – органических, психических, матери-
альных. Odier рассматривал биланизм как форму навязчивости, ко-
торая обусловливает компенсаторные тенденции в поведении, как
стремление избежать  ущерба  при  неврозах,  но можно заметить,
что подобная тенденция не является  исключительно  невротиче-
ским  симптомом, напротив, усиление экономии есть нормальная
тенденция для  примитивной  личности,  энергетические  ресурсы 
которой постоянно уменьшаются.
Для примитивной личности крайне важна устойчивая соци-
альная адаптация  в  стабильном  обществе. Примитивная лич-
ность всегда социофильна и всегда  стремится  к  максимальной 
Hosted by uCoz