Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 348 
Next page End  

215
смутно вспоминают они уже юность, когда в них было что–то 
вроде  силы противодействия.  Эта  другая  сила копошится и ере-
пенится, она никак не хочет угомониться и вызывает бурю  бес-
цельных  попыток бегства;  насмешливость  юности,  ее бунт про-
тив существующего, готовность юности ко всему, что героично, к
самопожертвованию и преступлению, ее пылкая серьезность и ее 
непостоянство  –  все это ничто иное, как ее попытка бегства»
(192).
Большинство  людей  и  после 30 лет еще лелеют иллюзии,
что они могут завтра проснуться и что–то изменить  в  своей  жиз-
ни, что  они еще молоды и у них все впереди, что предыдущая
жизнь – это только увертюра к большой и многоактной опере. Это,
как  мы понимаем, не так, и вся социальная система устроена та-
ким образом, что даже если примитивная личность и осознает в
определенный момент, что ее обманули, общество всей своей ма-
хиной  засосет  и  проглотит  ее  последний вопль. «Одна и та же
идиотская участь постигает миллионы и миллионы. Существова-
ние  как  таковое,  монотонное само по себе,.. сведено централизо-
ванным Государством к однообразной суровости.» – писал Брод-
ский (29).
Феномен  остановки  и  инволюции человеческой личности
настолько заметен, он настолько ярок, что у многих психологов
возникает иллюзия, что имеет место какое–то внешнее вмешатель-
ство. Весь процесс остановки рассматривается как  ошибка,  как 
артефакт. И никакие факты, указывающие на тотальность этого
процесса,  не помогают большинству ученых отказаться от со-
блазнительной идеи вмешаться в этот нормальный ход вещей и не 
дать  заснуть «засыпающей красавице».
Больше  всех в этом отношении достается педагогам и обра-
зовательной системе. Именно бедных учителей,  в  первую  оче-
редь, безо  всяких  на то оснований обвиняют в подавлении твор-
ческого потенциала в своих учениках. Более того, их даже умуд-
ряются обвинять  в увеличении количества олигофренов – фено-
мене, связанном с генетическими поломками и вредностями, воз-
действующими на организм до трехлетнего возраста, то есть когда
о школе никакой речи идти еще не может. «Почему же, переступив
порог школы, дети  утрачивают потенциально присущие им твор-
Hosted by uCoz