Navigation bar
  Print document Start Previous page
 217 of 348 
Next page End  

217
свободно развивая при этом свои «сущностные силы». Все
психические процессы рассматриваются как аспекты этой
способности.
В  области  мышления  они  выделяют  дихотомию «толко-
вания» (обыденное мышление со свойственными ему фетишиз-
мом, упрощениями, персонификациями и т.п.)  и  «понимания» 
(проникновение  в сущность  вещей),  в  области восприятия – в
противопоставлении «неадекватного  (иллюзорного)  восприятия 
действительности и адекватного ее восприятия». Задачей педаго-
гики и психокоррекционной  работы мыслится воспитание такой
личности, которая могла бы мыслить и действовать самостоя-
тельно, что  предполагает активное ее участие в общественной
жизни вплоть до противодействия господствующим обществен-
ным отношениям (если они не способствуют положительному са-
моосуществлению индивидов) и борьбы  за их уничтожение.
При этом воспитание, обучение и даже психотерапия  мыс-
лится как средство, которое поможет большему количеству людей
«наиболее  успешно перейти от ограниченного развития к полно-
му развитию».
Нельзя трактовать развитие примитивной личности как  не-
полное,  а  тем более пытаться перевести его на некий более выс-
ший уровень, так как процесс  остановки  психического  развития 
во многом не зависит от усилий психотерапевта или педагога, а
усилия  в этом направлении могут привести только к осознанию
человеком дисгармонии между потенциально возможными в
обществе  духовными  вершинами  и его собственными реальны-
ми возможностями. При этом такая «психотерапия» приведет  не 
к  улучшению,  а  к ухудшению  психического  состояния, не к
снятию тревоги, а к ее увеличению. Такая психотерапия может
привести человека к потере тех примитивных способов защиты от
тревоги, которые  существуют на  его уровне личностного разви-
тия, но не приведет к овладению способами высшей защиты.
Нельзя давать человеку возможность  осознать  неправиль-
ность собственного существования  – наглядный пример тому ка-
тастрофические явления, наблюдаемые в более просто организо-
ванных сообществах, сталкивающихся на своем историческом пу-
ти с более  высокоорганизованными цивилизациями. Эти контак-
ты редко  приводят к тому, что более примитивное сообщество,
Hosted by uCoz