Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 348 
Next page End  

225
тию «живое». Олигофрен не способен удержать столь сложное по-
нятие в крупноячеистой когнитивной матрице или когнитивной
сетке, которую способен создать его дефектный мозг. В  этом  от-
ношении мне  всегда жалко учителей – на 90 процентов их работа
заключается в том, что они льют воду в решето, поскольку, как мы
понимаем,  не существует принципиального деления: вот мы –
нормальные и вот они – олигофрены. Существует стандартное  ко-
локолообразное распределение особей в популяции, характерное
для любого признака,  в том числе и для феномена структурности
когнитивной сетки, с постепенным переходом от людей с очень 
крупноячеистым мышлением,  владеющих десятью – двадцатью
понятиями типа «дай», «хочу», «ням–ням», до людей с очень мел-
косетчатым мышлением, не только владеющих десятками тысяч
понятий, но и  которые  еще  и страдают  от  недостатка  имею-
щихся понятий и которые постоянно убеждаются, что тот мир, ко-
торый они видят, то  есть  тот  мир, который позволяет им видеть
их мелкоячеистая когнитивная матрица,  не укладывается как в
прокрустово ложе в те слишком грубые понятия, которыми поль-
зуется большинство людей. Может быть поэтому музыка всегда
считалась вершиной среди  всех  искусств,  а если ставить на вто-
рое место – то это несомненно поэзия. Ведь в поэзии,  как и в му-
зыке, самое главное не в словах, а за словами, в тех отдаленных
невыразимых вторичных и третичных ассоциациях, которые рож-
даются при исполнении поэтического  произведения.
Ломброзо  находил основное физиологическое отличие ге-
ниального человека от обыкновенного в утонченной и почти бо-
лезненной впечатлительности первого. «По мере развития умст-
венных способностей впечатлительность растет и достигает наи-
большей  силы  в гениальных личностях, – писал он, – являясь ис-
точником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чув-
ствительны в количественном  и  качественном  отношении, чем
простые смертные... Мелочи, случайные обстоятельства, подроб-
ности,  незаметные  для обыкновенного  человека, глубоко запа-
дают им в душу и перерабатываются на тысячи ладов, чтобы вос-
произвести то,  что  обыкновенно  называют творчеством, хотя это
только бинарные и кватернарные комбинации ощущений» (186).
Hosted by uCoz