Navigation bar
  Print document Start Previous page
 228 of 348 
Next page End  

228
так, как  это  делали  тысячи людей до него. И только вместив в
себе все это, если только у человека еще остались силы, он  начи-
нает говорить  своим  языком и оставляет свой вклад в живописи,
поэзии, литературе, музыке, науке. Он расширяет в своей креатив-
ной деятельности сферу познанного мира, он стоит на границе 
познания и, глядя в неизведанное, глядя в ничто, как маленький
ребенок рисует на бумаге нечто лишь отдаленно напоминающее
реальное лицо или лошадку, так и  креативная  личность  рисует  в 
своем творчестве  отдаленное подобие того, что никто и никогда
еще не видел. Он рисует мир. Те, кто придет вслед за ним, усовер-
шенствуют его рисунок.
Таким образом я понимаю феномен креативности  и  креа-
тивной деятельности. В этой главе мы рассмотрим особенности
креативной личности, вытекающие из всего вышесказанного.
Современными  психологами  деятельность рассматривает-
ся как креативная, если она обладает такими характеристиками 
как  новизна,  оригинальная когнитивная перестройка имеющейся
информации (Newell, Shaw, and Simon,  1963),  практичность 
(workable) (Murray, 1959; Stain, 1956), эффективное использование
аналогий (Brandsford  and Stain, 1984). Отмечается и подчеркива-
ется частая бессознательность креативных инсайтов (Ghiselin,
1952), при этом  обязательной  базой  креативной деятельности
служит общая информированность по той или иной проблеме
(Wood, 1983),  сильная  мотивация  и настойчивость в решении
поставленной проблемы (Gruber, 1981) (223).
Если вдуматься во все вышеперечисленные критерии креа-
тивной деятельности – то что это как не обычная,  повседневная, 
можно даже  сказать, ежечасная нормальная деятельность ребенка,
ассимилирующего в процессе развития окружающую реальность? 
Практически все вышеперечисленные характеристики использу-
ются детскими  психологами при описании особенностей функ-
ционирования психики ребенка.
Очень часто встречается тенденция рассматривать  креатив-
ную деятельность как  деятельность, свойственную зрелой лично-
сти, более того, как своеобразную черту характера, которая с воз-
растом лишь проявляется или нет. Но ни один из  психологов, 
рассматривающих креативность как характерологическое или лич-
Hosted by uCoz