Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 348 
Next page End  

229
ностное свойство взрослого человека, не может показать убеди-
тельных отличий этого свойства у взрослого человека и у ребенка.
С другой стороны,  те  психологи,  которые  пишут, подобно Род-
жерсу, что творческий характер имеют и действия ребенка, изобре-
тающего  со своими товарищами новую игру, и работа Эйнштейна,
формулирующего  теорию относительности, и деятельность домо-
хозяйки, изобретающей новый соус для мяса, и работа молодого
автора,  пишущего свой новый роман, также теряют при этом дос-
таточно существенное смысловое  отличие,  которое  все же име-
ется между этими видами деятельности.
Поэтому  в  первую  очередь необходимо еще раз подчерк-
нуть, что креативность – это по сути дела обычная, нормальная
функция мозга, а не особое редкое качество, черта характера или
свойство личности, встречающееся лишь у незначительной части 
индивидов.  Если  более  широко рассматривать креативность, как
мы ее себе понимаем, то практически вся деятельность ребенка  и 
подростка,  ассимилирующего в течении первых 10 – 15 лет жизни
окружающую реальность, носит  креативный  характер.  Образ  ми-
ра, формирующийся  в  сознании  ребенка в этот период, отлича-
ется с одной стороны крайней незавершенностью и фрагментарно-
стью, а  с другой стороны – чрезвычайной изменчивостью и гибко-
стью. Изменение одной из составляющих этой сложной мировоз-
зренческой системы приводит к последующему изменению всей
системы.  Когнитивная матрица ребенка и подростка напоминает
более или менее жидкую субстанцию, и воспринимаемая инфор-
мация подобно камню, брошенному  на  поверхность воды, остав-
ляет после себя целую серию последующих волнообразных из-
менений, затрагивающих самые  отдаленные области сознания и
личности. Чем меньше возраст ребенка, тем  более масштабный
характер имеют изменения, которые претерпевает личность под
воздействием новой информации. И  наоборот, чем  старше стано-
вится человек, чем более сформирован его индивидуальный образ
мира, так называемый гештальт,  тем  меньше  у нас  шансов ожи-
дать каких–либо существенных, глобальных, кардинальных изме-
нений в его системе мировосприятия, несмотря на существенное
изменения характера сенсорной стимуляции со  стороны окру-
жающей среды.
Hosted by uCoz