Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 348 
Next page End  

234
бующих уже сформировавшихся умственных  навыков,  то  «теку-
чий» интеллект  проявляется в задачах совершенно новых, где
кристаллизованный интеллект как результат прошлого опыта уже
не играет решающей роли. Кэттелл считает, что «текучий» интел-
лект зависит больше от общих физиологических свойств индиви-
да,  в  то  время как  «кристаллизованный» интеллект определяет-
ся главным образом влиянием Среды и изменяется в процессе
обучения.
Очевидно, что в процессе онтогенетического развития соот-
ношение между этими двумя факторами меняется. «Текучий» ин-
теллект в процессе ассимиляции окружающей реальности перехо-
дит в «кристаллизованный»  и соответственно падает способность
самой ассимиляции.
«Жидкий»  ителлект  (intelligence fluide) по мнению Кэттелла
лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагирова-
нию  и рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект
достигает своего  наивысшего  расцвета.  С  другой  стороны, 
формируется «кристаллический» интеллект (intelligence
cristallisee), состоящий из различных навыков и знаний (лингвис-
тических,  математических,  социальных и т.п.), которые человек
приобретает в процессе накопления жизненного опыта.
Потенциальный  интеллект – это совокупность врожденных
способностей, которые используются индивидуумом для решения 
проблем  адаптации  к окружающей среде. «Кристаллический» же
интеллект образуется в процессе решения этих проблем и требует 
развития  одних  способностей за счет других, а также приобрете-
ния конкретных навыков.
В 80–х годах другой известный американский психолог
Хебб  с несколько иных позиций выдвигает представление о двух
типах интеллекта,  которые он обозначил как «А» и «В». Интеллек-
том «А» Хебб обозначает тот потенциал, которым человек облада-
ет  с  момента зачатия и который служит основой для развития
интеллектуальных  способностей  личности в целом. Что касается
интеллекта «В», то он примерно соответствует «кристаллическо-
му» интеллекту Кэттэлла и по мнению Хебба формируется в ре-
зультате взаимодействия потенциального интеллекта «А» с  окру-
жающей  средой.  Хебб подчеркивал, что все интеллектуальные
Hosted by uCoz