Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 348 
Next page End  

236
Опираясь  на свою кубическую модель интеллекта, Гилфорд
выделил некоторые факторы, имеющие по его мнению,  непо-
средственное  отношение к креативной деятельности. К ним он от-
нес фактор способности к генерированию идей (Ideational
Fluency), семантическую спонтанную гибкость (Semantic
Spontaneous  Flexibility), ассоциативную  беглость  (Associational 
Fluency), дивергентную продукцию образной системы  (Divergent 
Production  of  Figural Systems),  беглость экспрессии (Expressional
Fluency), образную адаптивную гибкость (Figural Adaptive
Flexibility),  оригинальность или семантическую адаптивную гиб-
кость (Semantic Flexibility), семантическое  совершенствование 
(Semantic Elaboration),  чувствительность к проблемам (115). Для
выявления и исследования каждого из вышеприведенных  факто-
ров  Гилфорд  разработал и предложил использовать определен-
ные, специально подобранные тесты.
Четвертый этап в изучении интеллекта связан с тем, что 
использование лонгитудинального метода обследования лиц с
высоким интеллектуальным коэффициентом, полученным с по-
мощью классических интеллектуальных тестов, показало что кэт-
тэлловское колоколообразное разделение всех людей  на  «сред-
них»,  «отсталых»  и «сверходаренных»  практически  ничего  не
говорит о их реальных интеллектуальных достижениях. Термен и
его  сотрудники  в  1937 году собрали результаты тестирования
2904 детей в возрасте от 2 до  18 лет и проследили судьбу тех из
них, кто показал при первичном тестировании наивысший интел-
лектуальный коэффициент. При этом был выявлен поразительный
факт,  давший  новый  импульс  к исследованиям: никто из этих
людей не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо (159).
С  этого  периода  психологи стали большее внимание уде-
лять при построении тестов, направленных на выявление интел-
лектуального потенциала, характеристикам  пластичности,  под-
вижности  и оригинальности мышления. Более того, пришло по-
нимание: для изучения истоков творческой деятельности необхо-
димо  оценивать  не только  и даже не столько необходимый для
этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность
человека и  пути  ее формирования.
Hosted by uCoz