Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 348 
Next page End  

237
Исследования  Термена  были продолжены Гетцельсом и
Джексоном,  которые  решили установить соотношение между ин-
теллектом, измеряемым с помощью коэффициента IQ и творче-
скими способностями. При разработке тестов на общую креатив-
ность они использовали уже известные тесты Гилфорда и Кэттел-
ла.
Для  участия в эксперименте они отобрали две группы сту-
дентов: в одной были люди с очень высоким IQ, хотя не слишком 
успешные  в творчестве, а в другой – со средним уровнем интел-
лекта, но очень продуктивные творчески. Всем  испытуемым 
предъявлялся  рисунок с изображением мужчины, который с за-
думчивым видом сидит в кресле самолета, после чего просили
рассказать  что с  ним  произошло.  Типичный ответ представите-
лей первой группы звучал примерно так: «Успешно завершив дела,
мистер Смит  летит домой  и думает о встрече с женой и детьми в
аэропорту». Характерный ответ из другой группы: «Мужчина воз-
вращается из  Мексики,  где добился развода. Он не мог перено-
сить жену из–за невероятного количества крема, которое она упот-
ребляла  на  ночь  – его было столько, что ее голова скользила по
подушке. Теперь он думает, как изобрести нескользкий крем».
На основании своих экспериментов Гетцельс и Джексон 
пришли к однозначному заключению, что творческий потенциал
человека не тождественен его интеллектуальным способностям  и 
существующие интеллектуальные тесты практически не позволя-
ют диагностировать эту характеристику.
Жо  Годфруа указывает, что в целом наибольшую роль в раз-
витии представлении об «одаренных» личностях и об особен-
ностях их эффективной деятельности, сыграли два направления
исследований: это исследование способности студентов решать 
необычные,  нестандартные  задачи, проведенное в 40–х годах,
немецким психологом Карлом Дункером и выделение дивергент-
ного мышления в расширенной концепции интеллекта Гилфорда 
(159).  Эти  исследования привели  к  вычленению феномена
«креативности» из феномена «интеллектуальной деятельности», а
постановка проблемы, как известно, – половина ее решения.
4
Hosted by uCoz