Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 348 
Next page End  

246
(179). Столь зрелый подход  отнюдь  не характерен для большин-
ства философов и социологов.
Бертран Рассел писал, что если бы в XVII веке сто выдаю-
щихся  личностей  погибли бы в детстве, то современный мир не
стал бы таким, каков он есть. «Если творческая потенция  всего 
лишь ста  человек имеет такое значение для мировой истории, то
можно представить  себе,  –  продолжает его мысль Вайнцвейг,  –
какое прекрасное будущее ждало бы нас, если бы целый миллиард
личностей стал обладателем полноценного образования и свобо-
ды,  чтобы получить  возможность  самовыражения и развития
своих природных способностей» (214). Да уж, можно представить.
Подход, конечно, совершенно детский – из области детских  фан-
тазий:  как  хорошо было  бы, если бы съесть целую тонну моро-
женого и сто килограмм конфет. Миллиард выдающихся лично-
стей! Человечество  не  смогло бы пристроить и миллион подоб-
ных экземпляров.
Все эти идеи выходят из старой теории общественной  ста-
тики и  динамики  Г. Тарда, согласно которой прогресс складыва-
ется из изобретений гениальных людей и подражаний бездумной
массы. Сюда же можно отнести некоторые идеи Штирнера об
единственном, Ницше – о сверхчеловеке, Шпенглера – о цезаризме,
Дьюи –  об  избранных,  Богардуса  –  о лидерстве, Гука – о героях,
Гумилева – об апоссионариях и т.п.
Все исследователи гениальности со своей стороны, равно 
как и психологи со своей, неоднократно пытались не только кау-
зально объяснить  природу  гениальности,  но и описать ее обяза-
тельные атрибутивные свойства. При этом большинство исследо-
вателей быстро отошли от шопенгауэровского  определения  ге-
ниальности  как ненормального избытка интеллекта.
Были описаны такие характеристики гениев, как их  необы-
чайная  продуктивность, взаимосвязь в их творчестве большого ко-
личества проблем, и огромное количество идей,  вытекающее  из 
их работ.
Дж. Холтон, изучив материалы о личности и деятельности
Эйнштейна,  сформулировал пять особенностей гениального уче-
ного: 1) глубина постижения научных проблем; 2)  необыкновен-
ная  ясность мысли,  проявляющаяся в четкости постановки науч-
Hosted by uCoz