Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 348 
Next page End  

249
возможность осмыслить все ее нюансы, участвуя в строительстве 
полезного и нужного Беломорканала.
«Тунеядец» Бродский, получая Нобелевскую премию за
достижения в области литературы, спустя полвека говорил, по су-
ти дела, то  же  самое.  Он, как и Лосев, сполна ощутил на себе
истинное отношение пролетарского государства и к искусству и к
науке.
«Если искусство чему–то и учит, – говорил  Бродский,  –  то
именно  частности  человеческого существования. Будучи наибо-
лее древней – и наиболее буквальной – формой частного  пред-
принимательства,  оно вольно или невольно поощряет в человеке
его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, – 
превращая его  из общественного животного в личность. Многое
можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но  не 
стихотворение, скажем, Райнера Мариа Рильке.» За то, что произ-
ведения искусства, литература,  стихотворение,  обращается  к  че-
ловеку тет–а–тет, вступая с ним в прямые, без  посредников,  от-
ношения «и  недолюбливают  искусство вообще, литературу в
особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага,
повелители  масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо
там, где прошло искусство,  где  прочитано  стихотворение, они
обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия –
равнодушие и разногласие, на месте решимости к действию – нев-
нимательность  и  брезгливость. Иными  словами  в  нолики, кото-
рыми ревнители всеобщего блага и повелители масс норовят опе-
рировать,  искусство вписывает «точку–точку–запятую с минусом»,
превращая каждый нолик в пусть  не всегда привлекательную, но
человеческую рожицу» (29).
Там  где  речь  идет о гениальности, о креативности, всегда
встает вопрос об одаренности. О том, что гениальность – качество 
врожденное, писали еще Платон и Гете. В 1869 году Гальтон – ос-
нователь евгеники, опубликовал свою монографию  «Наследст-
венный  гений» в которой попытался научно доказать мысль о ге-
нетической обусловленности гениальности. К подобным же выво-
дам пришел  известный  психофизиолог Рибо. Кречмер считал, что
одаренные, креативные личности являются результатом
«соответствующего подбора  в небольшом кругу более или менее
кастовых семейств, в профессиональных и сословных кругах... и
Hosted by uCoz