Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 348 
Next page End  

258
Роджерс верно подмечает не  только  всеобщность  креатив-
ной деятельности,  но  и ее асоциальность и аморальность. Он
пишет, что нет разницы в творчестве при создании картины, лите-
ратурного произведения, симфонии и изобретении новых орудий 
убийства. Один  человек может изобретать способ облегчения бо-
ли, а другой – новые, более изощренные способы пыток. Оба эти
действия представляются Роджерсу творческими. И это совершен-
но верно:  креативной  личности  совершенно безразлично – в ка-
кую деятельность вкладывать свои усилия, а учитывая ее общую
асоциальную направленность, скорее следует ожидать  перехода 
в  антисоцальность, чем в просоциальность. «Злой гений» – всегда
звучит более правдоподобно,  чем  «добрый гений». «Многие, воз-
можно большинство, творений и открытий,.. – пишет Роджерс, –
имели в своей  основе скорее  стремление удовлетворить личный
интерес, чем социальную значимость».
  Чем  более  личность  «открыта» своему опыту, чем более
она «экстенсиональна» полагает Роджерс, тем более социально 
конструктивна  ее  творческая  деятельность.  Как пример он при-
водит Сократа, который развил якобы  новые  социально  конст-
руктивные идеи.  Какие  идеи Сократа показались Роджерсу соци-
ально конструктивными – трудно сказать. Если это идеи, заложен-
ные в  платновском «Государстве», согласно которым государст-
вом должны управлять философы – то эти идеи как идеями были,
так ими и остались.  В  этом  отношении  идеи Роджерса не вы-
держивают никакой критики. Если понимать открытость личности
к  другим  людям,  к своей культуре как любовь к людям, как со-
циофилию, то каким образом  отсюда может вытекать  креатив-
ность,  индивидуальность  и независимость?  Если  понимать от-
крытость как отсутствие ригидности и проницаемость границ по-
нятий, убеждений, образов и  гипотез,  терпимость к неоднознач-
ности – то каким образом на этой зыбкой почве можно строить хо-
тя бы какое–то подобие  государственности?  Любое  общество на
том и стоит, что обладает жестким набором социальных норм,
систем отношений, идеалов, мифов. Если общество не будет бо-
роться с инакомыслием – оно погибнет. 
Человеческий род, имеющий склонность к созидательной 
социальной  жизни  (на что указывает Рождерс), созидательность
Hosted by uCoz