Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 348 
Next page End  

264
При этом, как можно заметить, не социальная среда оказы-
вает воздействие на развивающийся организм, как  принято  счи-
тать  в отражательной и «воспитательной» психологии (на идиота
социальная  среда  не оказывает ровным счетом никакого воздей-
ствия), а сам развивающийся организм активно ассимилирует ок-
ружающую  социальную  среду. И чем меньше возраст ребенка, тем
большими ассимиляционными способностями обладает его мозг.
Поскольку мозг человека изначально, генетически предопределен-
но рассчитан на  значительный объем информации,  которую  он
должен усвоить после рождения, равно как пищеварительная сис-
тема ребенка рассчитана на поступление материнского молока
взамен плацентарного  питания,  информация  – это пища для ре-
бенка. Он жаждет информации. Отсутствие  необходимого  объема 
сенсорной стимуляции сказывается не только на психическом, но
и на физиологическом развитии ребенка. Ребенок не просто пас-
сивно отражает реальность, он впитывает, всасывает, заглатывает
ее.   Лейтес,  описывая  свои наблюдения за детьми, отмечает, что
они сами тянутся к умственной нагрузке, испытывая  удовольствие
от  умственного  напряжения.  Дети без специального руководства
взрослых, а иногда и вопреки их  желанию  учатся  читать.  Дети
просто страдают, если им отказывают в получении знаний, отка-
зываются назвать цифру или букву. Получаемые знания радуют
ребенка больше, чем сладости. В некоторых случаях это настолько
мощная  потребность,  что она даже пугает родителей и они пытаются огра-
дить своих детей от избытка информации. Один из  мальчиков, которого на-
блюдал Лейтес, когда родители отказывали ему в удовлетворении  любопытст-
ва  и когда не было других занятий с тоски переводил простые дроби в деся-
тичные с точностью до 20 знаков.
Примеры жажды знаний у детей и подростков настолько обычны, что
потребность занять свой мозг чем–либо как–можно более трудным кажется ес-
тественной. Как раз отсутствие такой активности у ребенка настораживает и ука-
зывает на заболевание. Удивляют разве  что  примеры  гипертрофированной
потребности в информации – так называемые дети–вундеркинды.
Крутецкий В. А. в одной из своих статей рассказывает о мальчике, кото-
рый в трехлетнем возрасте научился читать, в шестилетнем возрасте самостоя-
тельно научился читать на немецком языке,  в  четыре  года  овладел нотной
грамотой, в семь лет начал изучать самостоятельно химию по энциклопедии. В
два с половиной года  он  считал до 100, а в трехлетнем возрасте освоил счет
до 1000. В пятилетнем возрасте он умножал в уме двухзначные цифры, а в шес-
Hosted by uCoz