Navigation bar
  Print document Start Previous page
 265 of 348 
Next page End  

265
тилетнем начал интересоваться тригонометрическими  функциями, вычислял в
уме квадратные корни. В восьмилетнем возрасте он  усвоил различные системы
счисления  (начиная  от  двоичной) (73).
Эти, не такие уж и редкие, примеры ярко выраженной креативности у
детей отражают общую эволюционную тенденцию  избыточной потенциально-
сти  человеческой  психики.  Та степень сложности и дискретности отражения
объективной реальности, которую демонстрирует современный человек объек-
тивно не нужна,  избыточна  для биологического существования и в какой–то
мере является помехой ему.  Процесс эволюционного усложнения мозга явля-
ется серьезной угрозой для существования человека как вида.
Не  случайно у всех исследователей быта примитивных народов возни-
кало непреодолимое впечатление, что именно они,  а  не  мы лучше адаптиро-
ваны для существования на Земле.  По большому счету биологическая задача
человека заключается в воспроизводстве потомства. Для этих целей ему необ-
ходимо  усвоить  определенное количество навыков социальных взаимоотно-
шений, и это количество уже давно избыточно, если помнить  об  их первона-
чальной  цели. Чтобы выжить и обеспечить воспроизводство потомства, чело-
век не нуждается в тригонометрии, теории относительности, символизме, нео-
кантианстве, буддизме или этой книге.
Все эти недоразумения можно объяснить только лишь  избыточной  про-
дукцией свободной психической энергии, своеобразным порочным кругом. В
целях более  гибкой  биологической  адаптации, человек  вынужден  усваивать 
значительную  часть поведенческих матриц после рождения, для чего необхо-
дима свободная  психическая энергия. Увеличение свободной психической
энергии, передача информации через обучение приводит  к  улучшению  био-
логической адаптации.  Улучшение  биологической адаптации приводит к тому,
что значительная часть свободной психической  энергии  остается невостребо-
ванной  и  утилизируется  в  креативной деятельности. Креативная деятельность
приводит к постепенному ухудшению  биологической адаптации.
Однако,  примеры повышенной детской креативности, известные науке и
описанные выше, имеют  слабое  отношение  к  креативной личности.  Ранняя 
детская повышенная потребность в информации, ранние детские достижения в
различных  областях  информационной деятельности  (математике,  шахматах,
языках) свидетельствуют о количественной избыточности психической энер-
гии, которую  ребенок просто вынужден утилизировать в максимально энерго-
емкой деятельности, что он и делает. Но это совершенно не означает, что уро-
вень психической энергии будет оставаться неизменным на протяжении всего
онтогенеза. Как раз напротив, у большинства людей (и значит, не будет ошибкой
сказать «в норме») количество  психической  энергии  существенно уменьшает-
ся чаще всего не только по достижении биологической зрелости, но и задолго
до этого.
  
Hosted by uCoz