Navigation bar
  Print document Start Previous page
 266 of 348 
Next page End  

266
9
Этот  процесс  часто совершенно незаметен изнутри – глазами и созна-
нием примитивной личности. Незаметен этот процесс именно по причине его
массовости и  общераспространенности.  Поскольку скорость  уменьшения и
особенности изменения психической активности у большинства  индивидов 
одинакового  возраста  примерно равна  –  эти  процессы не воспринимаются и
не осознаются, поскольку не выделяются на общем фоне, поскольку они и есть
фон.
Но именно в этот период  и  происходит  выделение  феномена креатив-
ной личности на общем фоне. Поскольку снижение психической  активности  у 
креативной  личности происходит существенно позже, чем в норме, по дости-
жению биологической  зрелости  пути примитивной  и креативной личности
расходятся. Примитивная личность  становится взрослым социальным и со-
циофильным конформным существом  –  кирпичиком общества, креативная
личность остается взрослым асоциальным и нонконформным ребенком.
Процесс этот замечается обеими  сторонами.  Так, креативная личность 
с  каждым годом все более замечает, что все те друзья юности, с которыми так
интересно было еще  год–два  тому  назад играть,  дурить,  спорить и мечтать,
при «встречах выпускников» только посмеиваются над своими юношескими
несерьезными фантазиями, и с огромным интересом обсуждают такие «важ-
ные» с их новой точки зрения вещи, как социальное положение того или иного 
одноклассника,  кто и как выгодно женился или вышел замуж, у кого какая но-
вая машина, и «где ты купила это платье»  и  «у  Петьки жена  родила двойню,
а он спит с другой». Твоя любимая, которая еще несколько лет тому назад была
единственной  и  неповторимой (и  ведь  на  самом  деле  была ей) и поцелуй
которой был целой жизнью  и  стоил ее – неужели эта выпивающая женщина –
она? Да, это – она.
Антуан де Сент–Экзюпери описывает в «Планете людей» семью в ваго-
не третьего класса: мать кормит младенца,  отец,  «как  ком глины», и он зада-
ется вопросом: «Почему же так изуродована благородная глина, из которой вы-
леплен человек? Дело не в  нищете, грязи и уродстве. Они когда–то встрети-
лись впервые, и  наверно, он  ей улыбнулся и, наверно, после работы принес ей
цветы. Быть может, застенчивый и неловкий, он боялся, что над ним  посмеют-
ся. А ей, уверенной в своем обаянии, из чисто женского кокетства, быть может,
приятно было его помучить. И он, превратившийся нынче  в  машину,  только  и
способную ковать и копать, томился тревогой, от которой сладко сжималось
сердце. Непостижимо,  как же они оба превратились в комья грязи? Под какой
страшный пресс они попали? Что их так исковеркало?»
Он смотрит на малыша, примостившегося  между  отцом  и  матерью. 
«Я  смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музы-
канта, вот маленький Моцарт, он весь – обещание! Он совсем как маленький
принц из  сказки,  ему  бы  расти, согретому  неусыпной  разумной  заботой, и
Hosted by uCoz