Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 348 
Next page End  

268
комыслия. Если тебя при этом сочтут сумасшедшим – это очень хороший ис-
ход.
Лучше Ницше об этом никто не мог знать и  сказать.  Еще  до своего 
«сумасшествия» он писал: «Каждый избранный человек инстинктивно стремит-
ся к своему замку и тайному  убежищу,  где  он избавляется  от  толпы, от мно-
гих, от большинства, где он может забыть правило «человек» как его исключе-
ние... Кто,  общаясь  с людьми,  не отливает при случае всеми цветами злопо-
лучия, зеленея и серея от отвращения, пресыщения, сочувствия, сумрачности,
уединенности, тот  наверняка  не  человек  с  высшими  вкусами» (187).  
Все  записи  и дневники, которые Ницше написал в период «умопомра-
чения» были полностью уничтожены якобы из гуманных соображений по отно-
шению к больному мыслителю, но может  быть  из гуманных соображений по
отношению к здоровому человечеству?
Если  рассказывать  об  одиночестве креативной личности, то лучшего
примера, чем Ницше не найти. «Выше, чем любовь к людям, кажется  мне  лю-
бовь  к...  призракам,  – говорит Заратустра, – призрак, который скользит над
тобой, брат  мой,  красивее,  чем ты... но ты боишься и бежишь к своему ближ-
нему».
Гипертрофированная креативность позволила Ницше  «ассимилировать 
чуть ли не все философские, эстетические и художественные школы нашего
времени... и одиночество медленно и верно вокруг него замыкало объятия. Каж-
дая новая книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. И вот он
остался  в  пустоте». Так описывает трагедию, постигшую Ницше, Андрей Бе-
лый (20).
Каково же восприятие креативной личности со стороны окружающей 
его толпы? «Какой великий и поучительный пример представляет судьба этого
несчастного гордеца, попавшего в  дом  умалишенных... Истинный ужас наво-
дит это великое и заслуженное наказание злополучного безбожника, вообразив-
шего себя богом...» – писалось  в  журнале  «Вопросы  философии и психоло-
гии» за 1892 год.
Когда  автора  известной в свое время истории новой философии, Куно
Фишера, спрашивали, почему он не отводит в своих трудах места Фридриху
Ницше, знаменитый гейдельбергский  профессор всегда с презрением отвечал:
«Ницше – просто сумасшедший».
Принципиальная асоциальность и социофобность – очень важный при-
знак  креативной  личности.
Кьеркегор первым из философов  задолго до Ницше понял  это. Он  на-
зывал  креативную  личность эстетиком и подметил основную черту креатив-
ной личности – она боится «всего, что может внести в его жизнь определенное, 
постоянное  содержание.  Почему?»  – спрашивает  Кьеркегор.  Потому,  что
иначе его разорвет изнутри клокочущая в нем энергия.
Hosted by uCoz