Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 348 
Next page End  

272
удовлетворения  и  злорадства.  Выготский Л. С. приводит одно из писем Дар-
вина, в котором последний пишет,  что ему  было  очень важно «показать, что
чувства человека, которые считались «святая святых»  человеческой  души, 
имеют  животное происхождение, как и весь человек в целом» (33).
  
10
Итак, когда мы рассматриваем феномен  креативной  личности, мы об-
наруживаем избыточную психическую энергию у индивида, достигшего своей
биологической зрелости; психическую энергию, имеющую  прежде  всего  не
качественное, а количественное, да и то лишь  в онтогенетическом плане отли-
чие от той, которой обладает примитивная личность.
Дело не в том, каков уровень психической энергии и  степень креатив-
ности  в  детском и подростковом периоде – в этот период та или иная степень
креативности обязательно присутствует и она вполне может быть развита с по-
мощью специальных методов  обучения и тренировки.
Дело  в том, насколько долго психическая энергия и креативность со-
путствует человеку в процессе онтогенеза. Здесь существующие методы обуче-
ния и развития практически бессильны. Именно поэтому наблюдается столь
низкая корреляция между уровнем креативности в детстве и реальными творче-
скими достижениями в  зрелом  возрасте. Уровень психической активности и ее
динамика детерминированы преимущественно генетически и феномен  креа-
тивной личности – скорее генетическая, нежели социальная аномалия.
Давно подмечено, что с одной стороны, из очень многих  вундеркиндов 
в  дальнейшем не вырастает ничего экстраординарного. Достигнув пубертатно-
го возраста, они постепенно регрессируют до общего  уровня  и уже ничем не
отличаются от своих сверстников, которые не умели читать в возрасте 3 лет, и
ничем  не  поражали своих родителей и учителей.
Феномен креативной личности зависит не столько от того, каким  коли-
чеством  психической энергии обладает индивид в период раннего  онтогенеза, 
столько от того, каким количеством психической энергии он обладает к момен-
ту  достижения  биологической зрелости. Именно в этот период начинается на-
стоящая дифференциация  между  примитивной  и  креативной личностью. Из-
быточность психической энергии не до,  а  после  достижения  биологической
зрелости определяет сущность феномена креативной личности.
Многие люди, которые в зрелом возрасте достигли  гениальных резуль-
татов в своей творческой, научной деятельности, в детском возрасте не только
ничем не отличались от своих сверстников, но и расценивались окружающими
как неодаренные и тупые.
Возможно, конечно, что у креативной личности уровень психической 
энергии  изначально выше. Ученые даже утверждают, что у одаренных и та-
лантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена.
Их мозг отличается громадным  «аппетитом»  – да еще и гаргантюанской спо-
Hosted by uCoz