Navigation bar
  Print document Start Previous page
 276 of 348 
Next page End  

276
Всеми  этими качествами обладает креативная личность, которая может
ассимилировать неограниченное   количество  смысловых констант  и  соци-
альных  систем. Креативная личность в истинном смысле слова асоциальна,
имея в виду какую–либо отдельную социальную систему и в истинном смысле
этого слова интернациональна и космополитична. Как я уже говорил – ничто
человеческое ей  не чуждо, хотя одновременно и ничто человеческое ей не род-
ное.
Еще одна отличительная черта креативной личность –  способность 
адаптироваться  в любых, самых сложных условиях. Единственное условие –
чтобы система  функционировала  по  законам, и креативная  личность  за  ко-
роткий промежуток времени усваивает эти законы, адаптируя свое поведение
под них.  Сложно  сказать, существуют  ли  прямая  и  обратная взаимосвязь
между необходимостью постоянно адаптироваться к самым сложным условиям
существования, и увеличением количества креативных личностей в популяции.
Но пример с еврейским народом напрашивается  сам  собой. Народ,  который на
протяжении практически двух тысячелетий подвергался самым суровым гоне-
ниям, в итоге породил самое  большое количество  креативных личностей, ка-
кое только знала история. И само понятие «идишкайт» с моей точки зрения
включает в себя  те же  критерии, что понятие «креативная личность» – особое
мелкосетчатое мышление, очень тонкое, ажурное мировосприятие (поэзия Ман-
дельштама, Пастернака, Бродского – тому пример) и неистребимую энергию,
активность, трудолюбие и жизнелюбие.
Мне очень запомнился монолог  еврейской  женщины  в  фильме Стиве-
на Спилберга «Список Шиндлера» о том, что в каждом обществе существуют
определенные законы и евреи всегда приспосабливались  к  ним,  находя  свою 
нишу при всех «чертах оседлости» и «процентных нормах», но «фашизм унич-
тожает нас как нацию, – говорит она, – как приспособиться к этому?»
Креативная личность со своим богатым, автономным и самодостаточ-
ным духовным миром, как ни странно, обладает  при  определенных  условиях
даже лучшей приспособляемостью к самым суровым условиям существования,
какие только может изобрести человечество.
Психолог Коэн, побывавший в нацистском концлагере, описывает, что в
этом «царстве смерти» можно было только уйти только в духовную жизнь.
«Только те могли уйти из  царства  смерти,  кто мог  вести духовную жизнь, –
пишет он. – Если кто–то переставал ценить духовное, спасения не было, и ему
приходил конец.  Сильное  влечение  к  жизни при отсутствии духовной жизни
приводило лишь к самоубийству... Чувствительные люди, с детства привыкшие
к активному духовному существованию, переживали тяжелую внешнюю ситуа-
цию лагерной жизни хоть и болезненно, но, несмотря  на  их относительно мяг-
кий душевный нрав, она не оказывала такого разрушительного действия на их
духовное бытие. Ведь для  них  как раз был открыт путь ухода из ужасающей
действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства» (156).
Hosted by uCoz