Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 348 
Next page End  

277
Франкл,  также прошедший через ужас концлагеря, вспоминает, что, в
самые тяжелые минуты, когда их заставляли часами  ходить кругами,  разна-
шивая  новые сапоги для солдат немецкой армии, и когда ноги превращались в
одну кровавую мозоль, он  представлял себе, как он выступает перед аудитори-
ей студентов и рассказывает  им  об  особенностях психологических пережива-
ний человека в момент наивысших физических страданий.
Креативная личность способна подстроиться под любую функциони-
рующую  систему, в том числе и социальную, но все эти законы всегда оста-
ются для нее всего лишь правилами игры, общество  не проникает  в  сущность
креативной личности глубинно, креативная личность и социальная среда не
имеют  той  внутренней  глубокой родственности и привязанности, которую
можно наблюдать в случае примитивной личности. То, что так характерно для
детей, которые с азартом играют в жизнь, та  асоциальность  в  хорошем 
смысле этого слова, которая свойственна подросткам и о чем хорошо сказал 
Музиль: «Жизнь, которую они ведут и которая ведет их, затрагивает людей не
сильно, не внутренне... каждый знает это, пока он юн» продолжает сопутства-
вать креативной личности и в зрелом возрасте.
Никогда общество не может заставить креативную личность полюбить
себя всей душой, интуитивно чувствуя и злобясь за это на нее. Креативная лич-
ность не от мира сего и мирская суета, самые сладкие  крошки  хлеба  (соци-
альное положение, деньги, власть), которыми общество отработанно заманивает
обыкновенного человека в свои силки, вызывают у креативной личности только
смех.
Эфроимсон называет художника – «мучеником правды». Он вспоминает
Рембранта – богача, прежние картины  которого  продавались  по  фантастиче-
ским ценам, но лишившегося своего состояния «только потому, что творческий
поток не оставлял ему времени на заботу  о сохранении своего имущества».
Двумя – тремя заказными картинами мог вернуть себе художник богатство, но
не смог пересилить самого себя, не пошел на поводу у заказчиков. 
Там, где мы видим перед собой креативную личность,  лебезящую перед
обществом, мы присутствуем при гибели креативной личности. Возникает
своеобразный феномен посткреативной личности – феномен, о котором в этой
книге пока еще рано писать.
Стихи  Мандельштама  о Сталине 1933 года – стихи креативной лично-
сти:
    
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца...
    
И «Ода» 1937 года:
Hosted by uCoz