Navigation bar
  Print document Start Previous page
 313 of 348 
Next page End  

313
мы смело  можем проводить активизирующую психотерапию, мы
смело можем обращаться к личности, мы можем не бояться пере-
кладывать  груз  ответственности за свое дальнейшее развитие и
функционирование на саму  личность, мы имеем право усиливать
внутренний локус–контроль  и интернальность атрибуции. Мы про-
водим  психотерапию  по Карнеги и говорим человеку «начни с
себя».
Подобная  активизирующая  психотерапия  может помочь
лишь в том  случае, когда личностный потенциал еще не исчер-
пан. Подобный тип психотерапии применим лишь для развиваю-
щейся  личности. Только в двух случаях мы можем ожидать успе-
ха от подобного вида психотерапии: у подростков и у креативных
личностей. Только для них сам факт функционирования в ограни-
ченной, закрытой ситуации является психотравмирующим. Только
у них искусственное ограничение  деятельности,  недостаток  сти-
мулов  приводит к нарастанию психического напряжения и даже
заболеванию. При этом не важно – что является причиной ограни-
чения: сам человек  или  какие–либо внешние  факторы.  Посколь-
ку  подростки и креативные личности в значительной степени
ориентированы на  себя  и  самодостаточных, окружающая соци-
альная среда лишь с большим трудом может создать такие  усло-
вия, которые бы в истинном смысле слова воспрепятствовали
реализации имеющихся потенций, и как следствие – привели к
возникновению личностной и невротической  патологии.  Избыток
психической  энергии значительно проще реализовать даже в ус-
ловиях крайне бедной стимульной среды. Креативная личность, 
даже работая  дворником  –  всегда имеет возможность придумать
новый способ подметания улиц. Она всегда умудрится из самого
скучного занятия, если его невозможно избежать, устроить себе 
настоящий праздник.
Поэтому значительно чаще можно встретить случаи самоог-
раничения, так называемые «творческие кризисы», когда  человек 
сам сознательно отказывается по тем или иным причинам от креа-
тивной деятельности из страха ли перед ее последствиями или из
чувства неуверенности в себе.
Известен  пример с Фрэнком Капрой, который приводит в
одной из своих работ Э. Фромм. Сициллийский мальчик, выросший
Hosted by uCoz