Navigation bar
  Print document Start Previous page
 324 of 348 
Next page End  

324
Если я вложил деньги в МММ или Гермес или в другую
компанию и  остался  с носом – кто виноват? Ведь не я же! Не я же
дурак! Виноваты жулики–учредители, виновато государство и пра-
вительство, которые допустили деятельность этих проходимцев и
не  посадили их своевременно в тюрьму, виноват, в конце концов, 
сосед, который посоветовал вложить деньги в эти компании, ви-
новата жена,  которая  слабо  отговаривала  выбрасывать  деньги
на ветер вместо того, чтобы купить себе новое пальто. Все  это 
типичный пример внеличностной атрибуции. 
У окружающих – жены, соседа, всех тех, кто не вложил день-
ги и  не остался с носом, жалкие вопли пострадавшего, кроме за-
конной радости, вызывают еще ничем неискоренимую уверен-
ность, что именно вкладчик–то и является дураком и  сам  виноват 
в  своих проблемах. Здесь мы наблюдаем пример личностной ат-
рибуции.
И внеличностная и личностная атрибуция – это два полюса
каузальной атрибуции – одной из наиболее авторитетных и  разра-
ботанных  теорий  и направлений в современной западной соци-
альной психологии, без знания которой не представляет себе 
практической деятельности ни один психотерапевт.
Каузальная атрибуция, как  отмечает  Г. М. Андреева,  это  не
процесс  интерпретации  поведения  человека  со стороны науч-
ной психологии. Это процесс, совершаемый каждым  отдельным 
человеком, группой в ходе повседневной жизни. Нельзя сказать,
что это «плохо» – приписывать нечто другому человеку, а не
стремиться к действительному познанию. Важно подчеркнуть, что
это «так» происходит. Она пишет, что научной психологии необ-
ходимо принимать в  расчет этот реальный процесс, не оценивая
его с точки зрения того,  «плохо»  это  или  «хорошо» (9). Следует
добавить, что и психотерапии следует не только лучше понимать
и учитывать  процессы  каузальной  атрибуции,  но и поменьше
пытаться усилить в личности пациента так называемую  «объек-
тивную,  научную»  каузальную  атрибуцию.  Иногда намного по-
лезнее прислушаться к тем способам примитивной,  наивной  кау-
зальной  атрибуции,  которая свойственна  пациенту  и использо-
вать ее в психотерапевтической работе.
Hosted by uCoz